Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
уголовно-исполнительного права (1917 - 1924 гг.)
После победы Октябрьской революции в 1917 г. руководители Советского государства столкнулись с наследством царского прошлого - тюремными учреждениями. До революции пенитенциарной системой Российской империи занималось специальное ведомство - Главное тюремное управление, созданное в 1879 г. и проделавшее большую работу по созданию разветвленной системы тюрем, каторжных и арестантских рот, ссылки.
Количество заключенных сразу после революции резко сократилось. Временное правительство объявило амнистию политическим и отчасти уголовным заключенным, чем немало повысило количество уголовных преступлений в стране. Объявленная первая амнистия в определенной мере способствовала развалу системы тюремных учреждений в России, часть тюрем была уничтожена, некоторые перепрофилированы в другие учреждения. "Первым шагом в реализации принципа революционного гуманизма стала именно объявленная Временным правительством 17 марта 1917 г. амнистия, в процессе исполнения которой из мест лишения свободы были освобождены 88 097 заключенных, в их числе 5737 политических, 67 824 уголовных и 1536 заключенных без соответствующего "распоряжения надлежащих начальств". К 1 апреля 1917 г. численность заключенных в местах лишения свободы составляла 41 509 человек" <76>.
<76> См.: Смирнов М.Б., Сигачев С.П., Шкапов Д.В. Система мест заключения в СССР. 1929 - 1960 // Система исправительно-трудовых лагерей в СССР. 1923 - 1960: Справочник. М., 1998. С. 89; Уголовно-исправительная система. 125 лет. М., 2004. С. 54 - 55.
Главное тюремное управление было переименовано в Главное управление мест заключения. В то же время по ведомству мест заключения в расходной части Министерства юстиции сохранился прежний порядок выделения Главным казначейством денежных ассигнований. Согласно смете расходов на содержание мест заключения на 1917 г. выделялось:
1) содержание центральных учреждений - 182 295 руб.;
2) содержание местных учреждений - 54 145 руб.;
3) разные расходы администрации - 107 625 руб.;
4) управление местами заключения и тюремная стража - 1 591 221 руб.;
5) военная стража - 3 943 639 руб.;
6) содержание арестантов - 6 868 058 руб.;
7) наем и содержание тюремных помещений - 2 770 347 руб.;
8) перевозка арестантов и конвоя по железным дорогам - 500 000 руб.;
9) перевозка арестантов и конвоя по грунтовым дорогам и водным путем и перевозка грузов - 229 000 руб.;
10) содержание и пересылка арестантов в губерниях Привисленских и Холмской - 25 000 руб.;
11) содержание и ремонт зданий - 1 615 070 руб.;
12) пособия по разным случаям - 1 196 357 руб. Общая сумма расходов на содержание тюремного ведомства равнялась 19 082 782 руб. <77>.
<77> См.: Уголовно-исправительная система. 125 лет. М., 2004. С. 55.
Первым руководителем ГУМЗ стал известный профессор уголовного права Санкт-Петербургского университета А.А. Жижиленко. Впервые до руководства столь специфическим ведомством был допущен крупный научный деятель, который сразу предпринял некоторые меры к реформированию пенитенциарной системы России и приведению ее в порядок после столь радикальных революционных событий.
А.А. Жижиленко предполагал полностью изменить смысл понятия наказания, а именно внести не возмездный, а исправительный фактор в наказании преступника. Для этого начальник ГУМЗ предпринял некоторые шаги в направлении повышения уровня образования и квалификации работников пенитенциарной системы в духе революционных преобразований. Нормативной основой преобразований в сфере исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы стали приказы по Главному тюремному управлению (Главному управлению местами заключения). В Приказе от 8 марта 1917 г. N 1 было подчеркнуто, что главной задачей наказания является перевоспитание человека, имевшего несчастье впасть в преступление в силу особенностей своего характера или неблагоприятно сложившихся внешних обстоятельств, и что для надлежащего осуществления этой задачи прежде всего необходимо проявлять гуманность к заключенным. Приказ требовал, чтобы личное достоинство человека, ставшего гражданином, признавалось и в отношении лиц, лишенных свободы. Чинам тюремной администрации предлагалось впредь до разработки новых нормативных актов воздерживаться от применения телесных наказаний, наложения кандалов на арестантов <78>.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Конегер П.Е. Уголовно-исполнительное право России. Учебник, 2010
Количество показов: 1985