Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
<63> Дворянов В.Н. В сибирской дальней стороне (Очерки истории царской каторги и ссылки. 60-е годы XVIII в. - 1917 г.). Минск, 1985. С. 183.
Последним руководителем ГТУ до упразднения этого ведомства в октябре 1917 г. был профессор Московского университета, специалист по уголовному праву А.А. Жижиленко.
Начальник ГТУ назначался высочайшим Указом Правительствующего Сената, по представлению Министра внутренних дел. Он также состоял Членом Совета Министров внутренних дел и Совета по тюремным делам. "В ст. 349 (Сборник законов. Т. 1. Ч. 2. СПб., 1892). Все вообще распорядительные меры, необходимые для действия существующих законов по тюремной части, начальник ГТУ принимал собственной властью, не испрашивая особого разрешения Министра внутренних дел" <64>. В помощь начальнику ГТУ предполагались помощник начальника, тюремные инспекторы и Канцелярия по штату. В ст. 340 указывалось, что при ГТУ должны были состоять архитектор и особый чиновник, заведовавший статистической частью <65>.
<64> Лопато Т.М. Сборник узаконений и распоряжений по тюремной части. Пермь, 1903. С. 41 - 42.
<65> Там же. С. 41.
Помощник начальника ГТУ состоял в непосредственном его распоряжении. Прямую обязанность его составляло заведование канцелярией ГТУ. В случае отсутствия или болезни начальника управления его помощник занимал его место, причем обязанности помощника возлагались на лучшего из инспекторов. Инспекторы состояли также в непосредственном распоряжении начальника ГТУ и командировались им по мере надобности для осмотра мест заключения и ссылки. Согласно указаниям начальника управления они собирали на местах необходимые сведения и данные, производили ревизии местных учреждений тюремного управления и направляли их действия, а также принимали участие в составлении предположений и работ по устройству тюремных учреждений <66>.
<66> См.: Там же. С. 42 - 43.
На Канцелярию ГТУ возлагалось все делопроизводство управления, необходимая помощь секретарю Совета по тюремным делам, а также переписки Министра внутренних дел по званию Президента Попечительного общества о тюрьмах.
Главному тюремному управлению постоянно не хватало кадрового состава. Хотя через ГТУ можно было выйти в высшие чины государства без связей и денег, служить в тюремном ведомстве никто не хотел, особенно на низших должностях. К тем, кто претендовал на место, предъявлялись довольно высокие требования. Н.Ф. Лучинский, один из главных идеологов управления, писал: "Едва ли есть в государстве другой чиновник, к которому бы предъявлялось столько самых разнообразных и сложных требований, как к начальнику тюрьмы. В обращении с арестантами он должен быть тверд и неустрашим, неумолимо строг, но отнюдь не жесток, не груб и, во всяком случае, справедлив" <67>.
<67> См.: Лучинский Н.Ф. Основы тюремного дела. СПб., 1904. С. 7.
Н.Ф. Лучинский предложил организовать ряд учебных заведений для подготовки к службе младшего тюремного персонала. Для этого он обосновал идею о создании "в Санкт-Петербурге, при образцовой одиночной тюрьме (на Выборгской стороне) тюремного лицея, куда принимались бы молодые люди, окончившие курс средних учебных заведений, преимущественно военных, а равно и состоящие на действительной службе офицеры, и где они могли изучить как теоретически, так и практически тюремное дело, а вместе с тем и близко соприкасающиеся с ним другие отрасли знания, и основательно подготовиться к тюремной службе". Для претендентов были "...необходимы: уважение к закону, неподкупная честность, мужество и стойкость характера, основательное знание устава службы, близкое, непосредственное знакомство с арестантскою средою и, наконец, серьезные хозяйственные и технические познания" <68>. В лицее предлагалось ввести преподавание специальных предметов, в основном юридических. Оно "должно распасться на два основных отдела: отдел чисто теоретический, из которого вошли энциклопедия права, уголовное право, психология и психопатология, история уголовного наказания вообще и в частности история пенитенциарных систем, и отдел прикладной, обнимающий собою отечественное судоустройство и судопроизводство (уголовное), действующее законодательство и современную практику по тюремной части, основы механики и архитектуры, товароведение и практическое изучение главнейших кустарных производств, пригодных для тюремных мастерских" <69>. Идея создания лицея не нашла отклика у непосредственных начальников Лучинского и вылилась всего лишь в создание школы для обучения надзирателей.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Конегер П.Е. Уголовно-исполнительное право России. Учебник, 2010
Количество показов: 2069