СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Стр. 1 | § 2. Главное тюремное управление | Глава 4. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО (ПЕНИТЕНЦИАРНОГО) ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА | ОБЩАЯ ЧАСТЬ |

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

Российской империи (1879 - 1917 гг.)

Российская пенитенциарная система, появившаяся в оформленном виде в конце XVIII - начале XIX в., к середине века приняла окончательно регламентированный вид. По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. - основному уголовному закону XIX в. - тюремное заключение становится главным видом уголовной и политической репрессии. Краткое определение тюремного заключения гласило: "Тюремное заключение значит принудительное помещение человека, в наказание за учиненное им преступное деяние, в государственное сооружение, ограничивающее свободу передвижения его определенным пространством" <50>.

<50> См.: Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. СПб., 1889. С. 306 - 307.

Тюремная система царской России была сложной и включала в себя арестантские и смирительные дома, общие тюремные дома (так называемые местные остроги), каторжные централы, крепости и каторжные тюрьмы в Сибири и на Сахалине. Кроме этого, некоторые тюрьмы принадлежали ведомствам. Свои места заключения были у Военного министерства, Синода (монастырские тюрьмы), Министерства финансов (долговые ямы) и ряда других ведомств. После выхода из тюрьмы бывшим заключенным (кроме дворян) не возвращали минимальный объем прав, полагавшихся по закону. Более того, к ним продолжали применять наказание в виде поселения в отдаленных губерниях России (например, в Западной и Восточной Сибири, на Сахалине), оставляя там временно или навечно, стремясь по опыту западноевропейских стран силами бывших заключенных колонизовать неосвоенные окраины Российской империи. Для злейших врагов самодержавия, революционеров и политических противников, предоставлялись все наиболее тяжкие места заключения, при этом чиновники старались как можно большее количество заключенных такого рода уничтожить физически в пределах тюрьмы и постараться не выпустить их даже на относительную свободу передвижения.

По подсчетам М.Н. Гернета, количество тюрем в конце XIX - начале XX в. непрерывно увеличивалось, и они становились вместительнее. "...В 1885 г. тюрем гражданского ведомства было 784 и кроме того свыше 600 мелких тюремных учреждений в виде этапов, полуэтапов, гауптвахт, караульных домов. Сведений о числе арестных домов за названный год нет, но судя по цифрам 1903 - 1904 гг. их было 704 с 15 922 мест. К 1 января 1903 г. ГТУ определило численность подведомственных ему тюрем, не считая арестных домов, цифрою в 1279" <51>.

<51> См.: Гернет М.Н. Царская тюрьма // Тюрьма капиталистических стран / Под ред. А.Я. Вышинского. М., 1937. С. 54.

Из отчетов ГТУ за 1913 г. видно, что на 1 января 1914 г. это ведомство располагало: 654 тюрьмами общего устройства с 95 027 местами в общих камерах и 8016 - в одиночных, а всего с 103 043 местами; в 30 исправительно-арестантских отделениях было 15 010 мест в общих камерах и 297 одиночных, а всего 15 307; в 22 каторжных тюрьмах 17 086 в общих камерах и 1293 одиночных, а всего 18 379 мест; в 8 пересыльных тюрьмах - 2901 общее место и 67 одиночных, а всего 2968.

Таким образом, "всего было 139 697 мест, из которых 130 024 в общих и 9673 в одиночных камерах... Сведений о числе этапов и полуэтапов за данный год не имеется, но судя по цифре 1905 г. их было 495. Можно допустить эту цифру и для 1913 г." <52>.

<52> См.: Там же. С. 54 - 55.

И все же царское правительство не было удовлетворено состоянием тюремной системы и периодически пыталось изменить состояние тюрем, естественно, в сторону "улучшения", то есть ужесточения содержания заключенных, особенно политических. Но, выпуская большое количество законодательных актов, направленных на реформирование пенитенциарной системы Российской империи, царские власти столкнулись с проблемой соотношения правовых документов различных ведомств. Дело в том, что у Военного министерства и местных властей были разные системы заключения, виды тюрем и условия содержания заключенных. Например, в Шлиссельбургской политической тюрьме в период с 1884 по 1905 г. внутренняя охрана относилась к Департаменту полиции, а внешняя охрана (охрана по "периметру" крепостных стен) - к Военному министерству, что вызывало известные трения (взаимодействие, финансирование, ответственность). В то же время хроническая нехватка средств, процветавшее воровство администрации в тюрьмах - все это не позволяло довести кардинальную тюремную реформу до положительных результатов.

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

Конегер П.Е. Уголовно-исполнительное право России. Учебник, 2010



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Банкротство, арбитражные управляющие': 3247