Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
По сравнению с Русской Правдой здесь уже ничего не говорится о кровной мести. За совершение тяжких преступлений Псковская грамота предусматривала смертную казнь ("живота не дати"). Способы исполнения смертной казни в грамоте не указывались. Однако из летописей известно, что воров обычно вешали, изменников забивала толпа, а поджигателей обычно сжигали.
Наиболее распространенным видом наказания по-прежнему, как и в Русской Правде, оставался денежный штраф, именуемый "продажей". Данная мера воздействия могла назначаться и за убийство. Часть "продажи" шла в доход государства, а другая часть поступала потерпевшей стороне.
Субъектом преступления признавались как все свободные, так и феодально-зависимые лица. К феодально-зависимым, по всей видимости, относились холопы, хотя о холопах в грамоте не упоминается.
Содержание Псковской судной грамоты позволяет также судить, что ее составители были хорошо знакомы с Русской Правдой и не сочли целесообразным дублировать ее содержание.
Судебник 1497 г. был утвержден великим князем Иваном III, содержал 68 статей и установил юрисдикцию на всей территории Русского государства. Данный этап развития законодательства характеризовался укреплением Московского государства и представлял собой процесс преодоления феодальной раздробленности.
Преступления по Судебнику 1497 г. называются "лихим делом", а преступники соответственно "лихими людьми".
Система преступлений, за которые к виновным применялись наказания, была расширена. Помимо деяний против личности ("душегубство", оскорбление словом и действием) и собственности (кража, разбой, истребление и повреждение имущества), устанавливалась уголовная ответственность за государственные преступления.
За совершение тяжких преступлений (убийство, разбой, поджог, государственные преступления) предусматривалась казнь двух видов:
- смертная (повешение, отсечение головы, утопление);
- торговая (прилюдное битье кнутом на торговой площади, которое нередко влекло за собой смерть наказуемого).
Битьем кнутом наказывались и феодалы, которые уличались в заговорах против государственной власти, порче межевых знаков и посягательстве на чужую собственность.
В отличие от предшествующих нормативных актов впервые устанавливались телесные наказания. О лишении свободы (тюремном заключении) в Судебнике не упоминается. Данное обстоятельство было вызвано тем, что гораздо дешевле было лишить жизни человека, нежели строить и содержать тюремные учреждения. К числу наказаний, как и в Русской Правде, относились выкупы ("композиции"), то есть в рассматриваемый период (XVI в.) так же считалось, что гораздо удобнее не лишать жизни виновного, а брать с причинителя вреда соответствующую денежную сумму. За совершенные деяния к уголовной ответственности привлекались и холопы, которые также признавались субъектами преступления и самостоятельно могли отвечать за совершенные проступки.
Судебник 1550 г. В основу Судебника 1550 г., изданного Иваном IV, положен Судебник 1497 г. Рассматриваемый законодательный акт был направлен на дальнейшее укрепление уже достаточно сильного централизованного Московского государства, усиление центральных судебных органов, ликвидацию боярского правления, возрождение новой социальной группы дворян-помещиков. Данный период был периодом правления Ивана Грозного, и в связи с этим Судебник 1550 г. еще называют Царским. Царский Судебник характеризовался ростом репрессий. Значительная часть ранее применявшихся штрафов была заменена смертной казнью. Он предусматривал как новые составы преступлений, так и появление квалифицированных видов казней.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Конегер П.Е. Уголовно-исполнительное право России. Учебник, 2010
Количество показов: 1679