Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Наложение системы штрафов, в том числе и за убийство, преследовало цель иметь от виновного материальную выгоду. Размеры штрафов устанавливались в зависимости от вида и тяжести совершенного преступления.
Поток и разграбление, как наиболее строгая или высшая мера наказания, устанавливались только в трех случаях: за убийство при разбое; поджог; конокрадство. Термин "поток", по мнению большинства исследователей, означал лишение жизни, изгнание из общины или продажу в холопство.
Понятие "разграбление" означало такой вид наказания, как конфискация имущества в пользу князя. Как правило, виновный выдавался "на поток и разграбление" совместно с женой и детьми.
В соответствии с обычаями в качестве наказания применялась кровная месть (ст. 1), которая предполагала лишение жизни виновного. Она, как разновидность смертной казни, распространялась на весь род виновного, а за отдельные преступления ответственность налагалась на всю общину, к которой принадлежал обидчик. Вместе с тем данный вид уголовного наказания был необязательным, и за убийство можно было заплатить штраф.
Смертная казнь в Русской Правде не предусматривалась. По всей видимости, кровная месть выполняла ее функции. Более того, вира была выгоднее смертной казни. Она давала средства казне на приобретение оружия, коней и иной властной амуниции. Данное обстоятельство было характерным для раннефеодального русского права. Например, за убийство княжеского управляющего следовала повышенная вира - 80 гривен (ст. 22), сельского старосты - 12 гривен (ст. 24), смердов и холопов - 25 гривен (ст. 26).
Двинская уставная грамота 1397 г. является первым источником Русского централизованного государства. Корни данного нормативного акта находились в Русской Правде, о чем свидетельствует стиль и содержание изложения данного документа.
Двинская уставная грамота, в отличие от Русской Правды, предусматривала более суровые наказания.
В частности, в ст. 5 устанавливалась смертная казнь за конокрадство, посягательство на церковное имущество, за третью кражу - "повесити". В данной статье также указывается о "пятнании" любого "тятя" (вора), что соответствует появлению такого наказания, как клеймение преступников.
Термин "сковывание", по-видимому, означал лишение свободы в виде тюремного заточения. Соответствующие места лишения свободы или тюрьмы, как правило, размещались в фундаменте крепостных башен.
Предварительное заключение согласно ст. 8 сопровождалось заключением "в железа". Основой ужесточения наказаний, вероятно, послужило восстание на Двине в 1397 г.
Появляется первый состав государственного преступления "перевет", что означает измену, переход на сторону врага. Двинская грамота ограничивает самосуд. За нарушение данного запрета устанавливался штраф.
Псковская судная грамота (XIII - XV вв.). Среди исследователей нет единого мнения о времени точного ее появления, в научной литературе указываются различные периоды времени (1399, 1462, 1471 гг.).
Грамота как законодательный документ феодальных республик содержит 120 статей, ее нормы получили широкое распространение во многих регионах Руси.
В Псковской грамоте существенно расширилось понятие преступления. Более детально формулируются преступления против собственности, органов государства, в том числе судебных органов (побои привратника).
К тяжким преступным деяниям Грамота относит посягательства против собственности (кража, разбой, поджог), личности и преступления против государства или "перевет", что означает государственную измену (ст. 7).
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Конегер П.Е. Уголовно-исполнительное право России. Учебник, 2010
Количество показов: 2187