Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Действующий УИК РФ в отличие от прежнего ИТК более четко определяет общий порядок применения соответствующих норм. Это обстоятельство предполагает регламентацию действия его основных положений в пространстве и во времени. В соответствии с ч. 1 ст. 6 УИК РФ, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации применяется на всей территории Российской Федерации.
Ни для одного субъекта РФ в связи с этим не предусматриваются никаких исключений, в том числе и для субъектов РФ, на территории которых исповедуется ислам или культивируются законы Шариата. Нормативные правовые акты, принятые по вопросам исполнения уголовных наказаний субъектами РФ и противоречащие УИК РФ, не имеют юридической силы и подлежат отмене. Согласно Конституции РФ исключительное право на принятие или изменение уголовно-исполнительного законодательства принадлежит Российской Федерации <48>.
<48> Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.И. Зубкова (4-е изд., перераб.). М., 2008.
Территорией Российской Федерации является пространство в пределах ее Государственной границы, к которому относятся суша и воды, в том числе территориальные, недра под названными сушей и водами, воздушное пространство над ними.
К территориальным водам (территориальному морю) Российской Федерации относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих Российской Федерации.
Под воздушным пространством Российской Федерации понимается пространство над ее сухопутной и водной территорией, в том числе над территориальными водами Российской Федерации. Высота воздушного столба, находящегося над территорией государств, нормами международного права на настоящий момент не определена.
Вместе с тем следует отметить и некоторые особенности действия законодательных установок, относящихся к особому порядку исполнения наказаний в отношении граждан Российской Федерации, осужденных и отбывающих уголовные наказания на территориях других государств. Условия и порядок отбывания наказания в таких случаях определяется законодательством тех государств, где совершили преступления и отбывают наказания виновные. Однако в качестве особого порядка межгосударственных отношений следует рассматривать и процедуру возможной передачи преступников для отбывания определенного судом уголовного наказания государству их гражданской принадлежности. Вопросы такого процедурного порядка регулируются международными договорами и соглашениями <49>. Представляется, что такая практика взаимной передачи лиц, осужденных к лишению свободы, весьма полезна и востребована. При передаче осужденных в страну гражданства гарантируются их права и законные интересы. Так, процедура передачи предусматривает обязательное согласие осужденных, сохранение ими прав на амнистию или помилование. Суть заключаемых Россией договоров состоит в том, что ими обеспечивается возможность осужденных отбывать наказание в родственной социальной среде, что должно оказывать положительное воздействие на процесс их исправления и возвращения к нормальной жизни в обществе после отбытия наказания.
<49> Так, например, Советом Федерации ФС РФ 20 февраля 2008 г. был одобрен Федеральный закон, предусматривающий ратификацию Конвенции от 7 сентября 2006 г. между Российской Федерацией и Королевством Марокко о передаче лиц, осужденных к лишению свободы. В соответствии с ней Россия и Марокко обязуются на взаимной основе передавать друг другу лиц, осужденных к лишению свободы судом одной Стороны и являющихся гражданами другой Стороны, в государство гражданства для продолжения исполнения наказания. Передача может иметь место только в случае согласия обоих государств, а также согласия осужденного и его уполномоченного представителя.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Конегер П.Е. Уголовно-исполнительное право России. Учебник, 2010
Количество показов: 1807