Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Установление специального правового статуса осужденного, отнесение его к той или иной категории как результат дифференциации играют важную роль в организации практического исполнения наказаний. В каждом исправительном учреждении разрабатываются единые режимно-педагогические требования, предъявляемые персоналом всех без исключения служб к осужденным. В зависимости от принадлежности осужденных к той или иной категории, к ним избирательно, дифференцированно применяются комплексы мер принуждения, стимулирования и исправления.
Индивидуализация исполнения наказания состоит в еще более глубокой и детальной конкретизации правового статуса осужденного, принимающего форму индивидуального (особого). Индивидуальный правовой статус основывается на выраженности в личности осужденного, его поведении и отношении к средствам исправительного воздействия черт, имеющих существенное значение при исполнении назначенного судом уголовного наказания.
Индивидуализация исполнения наказания предполагает глубокое изучение личности каждого осужденного, составление его подробного психологического портрета, разработку и реализацию индивидуальной программы воспитательных воздействий, укрепляющих положительные личностные качества и поражающих, угнетающих отрицательные.
Дифференциация и индивидуализация - это единый процесс, позволяющий добиться достижения целей исполнения уголовного наказания. Эффективность их реализации зависит от многих факторов и обстоятельств, в частности от слаженности усилий персонала, его педагогического мастерства и опыта.
Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения ориентирует правоприменителя на обоснованное, сбалансированное и комплексное применение предусмотренных законом средств исправления осужденных.
Идея разностороннего стимулирования правопослушного поведения осужденных признана на международно-правовом уровне. Так, например, ст. 65 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными устанавливает: "В обращении с лицами, приговоренными к тюремному заключению или другой подобной мере наказания, следует стремиться прививать им желание подчиняться законам..."
Отечественная практика исполнения уголовных наказаний и деятельности исправительных учреждений в отдельные периоды времени отдавала заметные предпочтения тем или иным формам и методам воздействия на осужденных. В свое время достаточно широко внедрялся опыт учреждений Вологодской области, основанный на коллективных формах воздействия на осужденных. Не менее широкое одобрение получил и белорусский опыт работы со злостными нарушителями режима, основанный на сугубо индивидуальных методах воздействия. Масштабное применение различных форм и методов исправления осужденных - массовых, групповых и индивидуальных - показало и практически доказало, что приоритета, особенно на длительное время, нельзя отдавать ни одной из форм, ни один метод не является панацеей. Конкретные, специфические меры воздействия на осужденных должны применяться комплексно, с соблюдением рационального баланса в единой системе педагогических воздействий.
Порядок и условия исполнения уголовного наказания, применяемого комплекса мер исправительного воздействия должны прежде всего соответствовать степени социально-нравственной запущенности осужденного, его значимым индивидуальным особенностям, устанавливаться на основе изучения личности осужденного и своевременно изменяться с учетом происходящих в ней изменений для достижения целей наказания, определенных уголовно-исполнительным законодательством.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Конегер П.Е. Уголовно-исполнительное право России. Учебник, 2010
Количество показов: 1322