Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Гуманизм УИК РФ в сочетании с дифференциацией и индивидуализацией исполнения наказаний является существенным побудительным стимулом исправления осужденных. Он создает реальную возможность изменения вида исправительного учреждения (ст. 78), условий отбывания наказания в виде лишения свободы (ст. 87), применения к лишенным свободы осужденным широкого спектра мер поощрения (ст. 113), вплоть до условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и замены неотбытой его части более мягким видом наказания (ст. 172).
Принцип демократизма реализуется прежде всего в безоговорочном признании осужденного субъектом уголовно-исполнительных правоотношений. Это положение соответствует общепризнанным нормам международного права. В частности, ст. 16 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. устанавливает, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его субъективных прав <45>.
<45> Международная защита прав и свобод человека. С. 40.
Принцип демократизма недвусмысленно выражается в характерных чертах процесса исправления осужденных и круге субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. Действуя совокупно, в системе и во взаимодействии с принципами законности и гуманизма, демократизм уголовно-исполнительного законодательства реализуется в нормах, закрепляющих правовой статус осужденных, их основные права и обязанности (ст. 10 - 15 УИК РФ). Совместное системное действие отмеченных принципов в разветвленной системе гарантий правовой защиты осужденных выражается также:
1) в праве осужденных на обращения и порядке рассмотрения обращений осужденных (ст. 15 УИК РФ);
2) в контроле органов государственной власти за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 19 УИК РФ);
3) в судебном контроле (ст. 20 УИК РФ);
4) в ведомственном контроле (ст. 21 УИК РФ);
5) в прокурорском надзоре за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 22 УИК РФ);
6) в содействии и контроле общественных объединений (ст. 23 УИК РФ);
7) в возможности посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, представителями государственной власти, средств массовой информации и иными лицами (ст. 24 УИК РФ).
Известное выражение принципа демократизма заключается также в том, что уголовно-исполнительное законодательство, подчиняясь конституционному положению о его федеральном построении, одновременно предоставляет довольно широкие права в отношении учреждений и органов, исполняющих наказания, субъектам Федерации, на территории которых они расположены. Органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления, а также различного рода общественные объединения оказывают возможное содействие учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания, что выражается в предоставлении им различного рода кредитных, налоговых льгот в строительстве, в приобретении продовольствия, в решении проблем материально-бытового устройства осужденных и т.п.
При исполнении наказаний в виде лишения свободы демократизм уголовно-исполнительного законодательства проявляется также в создании и функционировании в исправительных учреждениях специфической формы ограниченного самоуправления осужденных - самодеятельных организаций. В соответствии с нормами ст. 111 УИК РФ они работают под контролем администрации исправительных учреждений, оказывая ей существенную помощь в исправлении осужденных, решении проблем производственно-хозяйственной и иной деятельности. Члены самодеятельных организаций осужденных выполняют важную роль противодействия усилиям лидеров преступной среды, направленным на конфронтацию с администрацией исправительных учреждений, оказывают значительное влияние на обстановку в учреждениях и органах, исполняющих наказания, и эффективность их деятельности в целом.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Конегер П.Е. Уголовно-исполнительное право России. Учебник, 2010
Количество показов: 1453