Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Кроме того, следует отметить, что до настоящего времени юридическая природа поощрительных норм, предусматриваемых в уголовно-исполнительном законодательстве, остается мало разработанной и нуждается в более глубоком теоретическом осмыслении. Центральным вопросом этой проблемы является правовая необеспеченность возможности осужденных пользоваться социальными благами. Содержание данной возможности включает в себя следующие структурные элементы:
1) возможность положительного поведения самого управомоченного субъекта, то есть право на собственные действия;
2) возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, то есть право на чужие действия;
3) возможность прибегнуть к мерам государственного принуждения в случае неисполнения противостоящей стороной своих обязанностей;
4) возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом.
Определяя основные направления современной уголовно-исполнительной политики, Президент РФ обозначил несколько основных задач, стоящих перед государством:
1) достижение необходимого уровня гуманизма в системе исполнения наказаний, улучшение условий содержания лиц и приведение в соответствие всей уголовно-исполнительной системы и ее нормативной базы в соответствие с международными стандартами;
2) совершенствование судебной практики, практики назначения наказания по различным делам, в частности по вопросам применения меры пресечения в виде содержания под стражей за малозначительные преступления, преступления средней тяжести;
3) более широкое применение наказаний, не связанных с лишением свободы;
4) введение специальных мер социальной реабилитации для лиц, которые отбыли наказание;
5) активная профилактика рецидива преступлений путем принятия активных мер социальной реабилитации и т.д.
Эти задачи он отнес к категории наиболее важных, существенных и безотлагательных.
В качестве общего вывода глава государства констатировал: "Уголовно-исполнительная система за последние годы изменилась, но она до сих пор крайне несовершенна. Необходимо самым внимательным образом посмотреть на действующее уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, потому что оно не бывает, во-первых, совершенным, во-вторых, время проходит, требуется вносить какие-то коррективы, и, наконец, мы должны посмотреть на саму судебную практику, которая вытекает из соответствующих решений на основе соответствующего законодательства" <30>.
<30> См.: Вступительное слово Президента РФ Д.А. Медведева на заседании Президиума Государственного совета "О состоянии уголовно-исполнительной системы РФ" в Вологде 12 февраля 2009 г.
Необходимость внесения корректив в действующее законодательство следует рассматривать как вынужденную меру, которая реализуется в настоящий момент путем существенного ужесточения санкций и условий применения уголовного законодательства. Как показывает правовой анализ, в последнее время законодатель вносит существенные изменения в такие фундаментальные правовые документы, как кодексы. Примером такой правовой политики может служить Федеральный закон от 27 июля 2009 г. N 215-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Указанным нормативным актом ст. 131, 132, 134, 135 и 242.1 УК РФ изложены в новой редакции с введением в них дополнительных квалифицирующих признаков, усиливающих уровень уголовной ответственности. Кроме того, расширены диспозиции ст. 105, 111, 112. Внесены значительные корректировки и в Общую часть УК РФ - ужесточены условия применения ст. 47, 79, усилена санкция ст. 156 УК РФ.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Конегер П.Е. Уголовно-исполнительное право России. Учебник, 2010
Количество показов: 1941