Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Следует отметить, что уголовное право, равно как и уголовно-исполнительное, является ядром государственной политики в вопросах борьбы с преступностью и исправления лиц, совершающих преступления, но вместе с тем не исчерпывает политику. Государственная политика в сфере борьбы с преступностью охватывает и уголовно-процессуальную, и в некоторой степени социально-экономическую политику.
Уголовно-исполнительная политика характеризуется следующими основными признаками:
1) выражает волю государства в области исполнения уголовных наказаний;
2) имеет своим содержанием идеи, основополагающие начала, принципиальные положения воздействия на преступность посредством исправления лиц, участвующих в преступной деятельности, создания условий возвращения их в общество.
Таким образом, уголовно-исполнительную политику можно сформулировать следующим образом: уголовно-исполнительная политика - основанное на Конституции РФ, согласованное с основными требованиями общепризнанных международно-правовых актов в сфере организации исполнения уголовных наказаний направление деятельности Российского государства в вопросах организации и корректировки процессов борьбы с преступностью, исправления и социальной адаптации лиц, отбывающих наказание, определения основных принципов воспитательной работы с ними.
Законодательно закрепленные уголовно-правовые, пенитенциарные принципы (ст. 3 - 7 УК РФ, ст. 8 УИК РФ) есть не что иное, как итог развития уголовной и пенитенциарной политики Российского государства. Они отражают достижения отечественной науки в сфере правового регулирования назначения и исполнения наказаний.
Государственная политика, по мнению профессора М.С. Рыбака, не произвольна. Она обусловливается объективно существующими разнообразными факторами, определяющими основное содержание и стратегию развития законодательства, его социальную направленность, а также совершенствование деятельности правоприменительных органов. В монографической литературе выделяются следующие факторы, влияющие на государственную политику:
1) уровень развития демократизма, защиты прав и свобод человека и гражданина, проявления гуманизма в отношении правонарушителей;
2) состояние, структура и динамика преступности;
3) высокий уровень коррупции в органах государственной власти, правоохранительных органах, судебной системе и в обществе в целом;
4) зависимость государства от олигархических группировок в решении таких важных социально-экономических проблем, как повышение уровня жизни человека, целенаправленные вложения в развитие науки, образования, здравоохранения;
5) навязывание СМИ молодому поколению чуждой культуры, неуважения к национальным обычаям, этническим корням;
6) отсутствие в стране комплексной программы "Основы формирования в обществе нравственно-этических ценностей и правосознания народа";
7) современный уровень развития науки уголовного и уголовно-исполнительного права России.
Эти и иные факторы обусловливают зарождение, формирование и развитие политики Российского государства в области назначения, исполнения уголовного наказания, обращения с осужденными. Через политику, выраженную в законодательстве, реализуются на практике принципы уголовного и уголовно-исполнительного права <25>.
<25> См.: Рыбак М.С. Уголовно-правовые, пенитенциарные принципы: Проблемы реализации // Уголовное право. 2005. N 4 (сентябрь-октябрь). С. 112 - 115.
По сути, эффективность уголовно-исполнительной политики государства в некоторой мере определяется действенностью системы уголовных наказаний, на эффективность которой, по мнению М.Д. Шаргородского, в свою очередь, оказывают определяющее влияние следующие обстоятельства:
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Конегер П.Е. Уголовно-исполнительное право России. Учебник, 2010
Количество показов: 13775