Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
4) научно обоснованное исследование проблем социологии уголовно-исполнительного права в целях укрепления законности при исполнении уголовных наказаний;
5) изучение проблем совершенствования системы исполнения уголовных наказаний, создание и правовое обеспечение института ресоциализации осужденных к лишению свободы, профилактику на этой основе рецидивной преступности;
6) дальнейшее совершенствование института прав и законных интересов осужденных, постоянное изучение опыта других государств в этом направлении, рассмотрение потенциальных возможностей его использования в совершенствовании отечественной системы исполнения наказаний;
7) выявление и обоснование острых проблем развития науки уголовно-исполнительного права, разработку научной методики их решения;
8) выработку и практическое внедрение основных направлений взаимодействия уголовно-исполнительного законодательства с другими отраслями права;
9) использование в воспитательной работе с осужденными достижений и научных разработок других наук, обеспечение психологического сопровождения всего процесса исполнения уголовных наказаний.
Сама целесообразность названных основных направлений развития науки уголовно-исполнительного права на современном этапе предопределяет необходимость изучения вопросов ее возникновения и развития.
Как показывают результаты достаточно краткого научного экскурса в историю, пенитенциарная наука как таковая возникла в конце XVIII в. Источником ее возникновения изначально явилась наука уголовного права и ее раздел о наказании. Учение о наказании (пенология) включало в свое содержание три раздела:
1) о праве наказания;
2) о применении наказания;
3) о мерах наказания <13>.
<13> См.: Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. СПб., 1889. С. 1.
В основе данного учения лежит знаменитый трактат Чезаре Беккариа "О преступлениях и наказаниях" (1764 г.). В этой работе автор выводит "одну общую теорему, весьма полезную, но мало соответствующую общепринятой традиции, - этому обычному законодателю наций, чтобы наказание не являлось насилием одного или многих над отдельным гражданином, оно должно непременно быть публичным, незамедлительным, необходимым, наименьшим из возможных при данных обстоятельствах, соразмерным преступлению, установленным в законах" <14>. В трактате также нашли отражение вопросы гуманного отношения к лицам, преступившим закон, на уровне современных позиций раскрывались цели наказания. В частности, ученый писал: "Разве могут стоны несчастного сделать не бывшим то, что совершено в прошлом? Следовательно, цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же" <15>.
<14> Цит. по: Стручков Н.А. Наука советского исправительно-трудового права. М., 1989. С. 32.
<15> См.: Стручков Н.А. Наука советского исправительно-трудового права. М., 1989. С. 22.
Политика преимущественной изоляции правонарушителей от общества, проводимая в Европе в XVIII - XIX вв., объективно породила и своеобразное учение - тюрьмоведение. Почин в литературе подобного рода, по мнению профессора В. Анисимкова <16>, принадлежит англичанину Джону Говарду. В работе "Театр судоведения, или Чтение для судей и всех любителей юриспруденции" он исследовал среду обитателей тюрем, их обычаи. Помимо описания содержания субкультурных явлений в исследовании обозначаются основные направления совершенствования деятельности пенитенциарных учреждений. Как показывает исторический анализ, взгляды Д. Говарда совпадали с выступлением в пользу проведения тюремной реформы английского философа-утилитариста Иеремии Бентама.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Конегер П.Е. Уголовно-исполнительное право России. Учебник, 2010
Количество показов: 2443