Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Под правом в соответствии с общетеоретическим подходом понимается система общеобязательных, формально-определенных норм, которые:
- выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер;
- издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений возможностью государственного принуждения;
- являются властно-официальным регулятором общественных отношений <6>.
<6> См.: Байтин М.И. Теория государства и права: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2001. С. 12 - 13. Приведенное определение выражает авторскую позицию, которая может быть оспорена, изменена и дополнена другими авторами.
Признаками отрасли права, кроме прочего, обычно принято считать наличие: самостоятельного предмета правового регулирования; соответствующего этому предмету метода правового регулирования и обособленной системы норм.
Уголовно-исполнительное право, как самостоятельная отрасль права, обладает всеми указанными признаками и представляет собой прежде всего систему юридических норм однородного порядка. Данная однородность, в свою очередь, обусловлена их содержанием. По своему содержанию эти нормы сориентированы на регулирование процессов исполнения и отбывания уголовных наказаний. Они адресованы, с одной стороны, осужденному, образуя его своеобразное правовое положение (статус), с другой - правоприменителю, наделяя его специфичными правами и обязанностями. Кроме того, однородность норм уголовно-исполнительного права выражается в их общей функциональной направленности.
Нормы уголовно-исполнительного права предназначены для регулирования порядка взаимоотношений между осужденными, и в то же время для воздействия на отношения осужденных с государством (в лице соответствующих органов и учреждений) в период отбывания наказания.
Объективная необходимость законодательной регламентации уголовно-исполнительных отношений предопределяется как минимум следующими обстоятельствами:
1) исполнение наказаний всегда неразрывно связано с существенными правовыми ограничениями, а в соответствии с Конституцией РФ (ст. 55) законными могут быть признаны только те ограничения или умаления прав и свобод личности, которые предусмотрены федеральным законом. Отсюда следует, что порядок исполнения наказания должен четко определяться правовыми нормами;
2) уголовное наказание, как правило, реализуется вопреки воле осужденных. Принуждение же в правовом государстве может применяться только государственными органами на основе четкой юридической регламентации;
3) принудительный характер обеспечения уголовно-исполнительных норм должен быть в равной степени применим ко всем лицам, отбывающим уголовные наказания. В определенной степени именно этим обстоятельством обусловлен и общеобязательный характер норм уголовно-исполнительного права. Общеобязательность уголовно-исполнительных правил предполагает, что каждый осужденный обязан беспрекословно их исполнять;
4) существует настоятельная потребность в вопросах обеспечения единства между уголовно-исполнительным законодательством и другими ветвями уголовно-правовой политики. Без надлежащей юридической регламентации самого процесса исполнения наказания такую взаимосвязь осуществить невозможно;
5) имеет место необходимость обеспечения максимального соответствия порядка исполнения наказаний рекомендациям общепризнанных международных норм, в том числе - международных стандартов обращения с заключенными. Это требование вытекает из положений Конституции РФ (ст. 15) и предполагает целенаправленную деятельность по включению указанных стандартов в национальное законодательство России <7>.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Конегер П.Е. Уголовно-исполнительное право России. Учебник, 2010
Количество показов: 3315