Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
<70> Резолюция ГА ООН N A/Res/59/38 от 16 декабря 2004 г.
Статья 17 Конвенции, которая регулирует последствия арбитражного соглашения, устанавливает, что, если государство заключает с иностранным физическим или юридическим лицом письменное соглашение о передаче на арбитражное разбирательство споров, касающихся коммерческой сделки, это государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции при разбирательстве в суде другого государства, который обычно обладает компетенцией рассматривать дела, касающиеся подтверждения или отмены арбитражного решения, если в арбитражном соглашении не предусмотрено иное. При этом Конвенция под термином "сделка" понимает также и инвестиции.
Вместе с тем, устанавливая правила применения Конвенции в отношении принудительных мер после вынесения судебного решения (статья 19), Конвенция указывает, что никакие принимаемые после вынесения судебного решения принудительные меры, такие как обращение взыскания, арест и исполнение решения, в отношении собственности государства не могут быть приняты в связи с разбирательством в суде другого государства, за исключением случаев, когда и в той мере, в какой государство прямо согласилось на принятие таких мер, которые указаны либо в международном соглашении, либо в арбитражном соглашении или в письменном контракте; или в заявлении перед судом или в письменном сообщении после возникновения спора между сторонами.
Кроме того, такая же ситуация имеет место, если государство зарезервировало или обозначило собственность для удовлетворения иска, являющегося объектом этого разбирательства, или было установлено, что собственность непосредственно используется или предназначается для использования государством для иных целей, чем государственные некоммерческие цели, и находится на территории государства суда при условии, что принудительные меры после вынесения судебного решения могут быть приняты только в отношении собственности, которая имеет связь с образованием, против которого было направлено судебное разбирательство.
В весьма немногочисленных случаях оспаривания решений по инвестиционным спорам в государственных судах делах единственным существенным аргументом защиты была ссылка на наличие у государства-ответчика суверенного иммунитета. При этом в США и Англии суды отказали в приведении в исполнение решения за счет конкретных активов, принадлежавших государству со ссылкой на наличие иммунитета, предусмотренного национальным законодательством.
Если говорить о наиболее часто выдвигаемых возражениях против исполнения решения по инвестиционному спору, то, как свидетельствует практика, они сводятся к следующим.
1. Отсутствие обязательства государства в связи с наличием у иностранного инвестора спора с организацией и ведомством, с которым инвестор заключил договор.
2. Разграничение компетенции и ответственности между государством, которому иностранный инвестор предъявил требование, и его административно-территориальным подразделением (область, провинция, штат).
3. Несоответствие национальной принадлежности иностранного инвестора определению, даваемому в Вашингтонской конвенции и двустороннем соглашении о защите инвестиций, на которое полагается иностранный инвестор.
4. Обстоятельство, что иностранный инвестор, предъявивший требование к государству в связи с нанесенным ему ущербу, еще не исчерпал правовых средств защиты, предусмотренных местным законодательством, действующим на территории, где имело место его капиталовложение.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Комарова А.С. Международные инвестиционные споры, 2009
Количество показов: 1376