Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
<67> Клейн Н.И., Марышева Н.И. Комментарий к Соглашению стран СНГ "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности". М.: Российский правовед, 1993. С. 11.
Согласно статье 2 Соглашения под хозяйствующими субъектами понимаются предприятия, их объединения, организации любых организационно-правовых форм, а также граждане, обладающие статусом предпринимателя в соответствии с законодательством, действующим на территории государств - участников Содружества Независимых Государств, и их объединения.
Как предусмотрено в статье 3, им предоставлен национальный режим в соответствующих странах СНГ. В части второй данной статьи закреплено право хозяйствующих субъектов каждого государства - участника СНГ беспрепятственно обращаться в суды, арбитражные (хозяйственные) суды, третейские суды и другие органы, к компетенции которых относится разрешение дел, указанных в статье 1 настоящего Соглашения (в дальнейшем - компетентные суды), выступать в них, возбуждать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия.
Так как международный коммерческий арбитраж представляет собой международный третейский суд, поэтому приведенное правило статьи 3 в полной мере относится и к беспрепятственному обращению хозяйствующих субъектов в международные третейские суды, действующих на территории государства - участника СНГ.
Правила о признании и исполнении вступивших в законную силу решений компетентных судов (включая решения международных третейских судов или международного коммерческого арбитража) определены в статьях 7 - 10 Соглашения. Важно подчеркнуть, что правила этих статей не полностью соответствуют правилами Нью-Йоркской конвенции (в которой участвуют все государства - участники СНГ, за исключением Таджикистана и Туркменистана). Поэтому на основании статьи VII Нью-Йоркской конвенции при исполнении решения, например, МКАС при ТПП РФ в Украине или в Узбекистане, также решение будет исполняться не по правилам Нью-Йоркской конвенции, а по правилам данного Соглашения.
В статье 7 Соглашения зафиксировано общее правило, согласно которому Государства - участники СНГ взаимно признают и исполняют вступившие в законную силу решения компетентных судов. Решения, вынесенные компетентными судами одного государства - участника СНГ, подлежат исполнению на территории других государств - участников СНГ.
Решения, вынесенные компетентным судом одного государства - участника СНГ в части обращения взыскания на имущество ответчика, подлежат исполнению на территории другого государства - участника СНГ.
Порядок обращения за приведением в исполнение решения определен в статье 8 Соглашения. Основные правила состоят в следующем: заинтересованная сторона подает ходатайство, к которому прилагаются предусмотренные в этой статье документы:
- должным образом заверенная копия решения, о принудительном исполнении которого возбуждено ходатайство;
- официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, если это не видно из текста самого решения;
- доказательства извещения другой стороны о процессе;
- исполнительный документ.
Необходимо подчеркнуть, что в рамках статьи 8 требуется документ, представление которого не предусмотрено Нью-Йоркской конвенцией, а именно исполнительный документ.
Вопрос о том, какой суд является компетентным, определяется законодательством страны места исполнения решения.
В статье 9 Соглашения установлены основания для отказа в приведении в исполнение решения. Во-первых, такой отказ может быть осуществлен только на основании просьбы стороны, против которой оно направлено. Во-вторых, для отказа в приведении в исполнение решения такая Сторона обязана представить компетентному суду по месту, где испрашивается приведение его в исполнение, доказательства того, что:
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Комарова А.С. Международные инвестиционные споры, 2009
Количество показов: 1200