Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
4. Председатель или Специальный комитет, к которому направлена просьба, могут в зависимости от характера просьбы:
a) назначить единоличного арбитра, если это было согласовано сторонами, арбитра-председателя, суперарбитра или третьего арбитра;
b) произвести замещение арбитра (или арбитров), назначенных в ином порядке, чем это предусмотрено в пункте 2 настоящей статьи;
c) устанавливать местонахождение арбитражного суда, причем решением арбитров может быть избрано другое место арбитража;
d) устанавливать либо непосредственно, либо путем ссылки на регламент какого-либо постоянного арбитражного органа правила процедуры, которых должны придерживаться арбитры, если последние за отсутствием договоренности между сторонами сами не установили правил своей процедуры.
5. Если стороны предусмотрели передачу могущих возникнуть между ними споров на рассмотрение постоянного арбитражного органа, но не назначили этот орган и не достигли соглашения на этот счет, то истец может направить просьбу о таком назначении в соответствии с положениями пункта 3 данной статьи.
6. Если в арбитражном соглашении не содержится указаний относительно того, каким из видов арбитража - постоянно действующим или ad hoc - должен быть решен спор между сторонами, и если стороны не пришли к соглашению по этому поводу, то истец сможет направить просьбу о решении этого вопроса в соответствии с положениями пункта 3 данной статьи. Председатель или Специальный комитет могут либо отослать стороны к постоянному арбитражному органу, либо им предписать назначить своих арбитров в срок, указанный председателем или Специальным комитетом, и принять в этот же срок меры, необходимые для осуществления арбитражного процесса. В последнем случае применяются пункты 2, 3 и 4 данной статьи.
7. Если в течение 60 дней с момента получения им просьбы о выполнении одной из функций, перечисленных в пунктах 2, 3, 4, 5 и 6 данной статьи, председатель Торговой палаты, в которую была направлена просьба в силу положений одного из вышеназванных пунктов, не примет соответствующих мер, лицо, обратившееся с просьбой, которая не была выполнена, может обратиться к Специальному комитету с просьбой о том, чтобы он взял на себя выполнение функций, которые не были выполнены.
Как следует из изложенного, в данной статье наибольшее внимание уделено формированию арбитража ad hoc, правам сторон в определении наиболее важных для проведения арбитража вопросов: назначения арбитров, определения места проведения арбитража и языка арбитража, а также права председателя компетентной торговой палаты и Специального комитета по оказанию содействия сторонам в обеспечении возможности сформировать состав арбитража и решить иные процессуальные вопросы.
Вместе с тем в данной статье определены важные вопросы, которые сохраняют свою актуальность и в настоящее время. Во-первых, за сторонами арбитражного соглашения признано право по своему усмотрению предусматривать передачу споров на разрешение постоянного арбитражного органа; в этом случае рассмотрение споров будет производиться в соответствии с регламентом такого органа. Во-вторых, если стороны предусмотрели передать могущие возникнуть между ними споры на рассмотрение постоянного арбитражного органа, но не назначили этот орган и не достигли соглашения на этот счет, то истец может направить просьбу о таком назначении в соответствии с положениями пункта 3 данной статьи.
Учитывая, что международный коммерческий арбитраж возникает на основе арбитражного соглашения, в отношении заключения и содержания которого между сторонами могут возникнуть разногласия, в статье V Конвенции закреплено правило об отводе арбитражного суда по неподсудности. Данное правило закреплено в Законе "О международном коммерческом арбитраже", в одноименных законах других стран, в Регламенте МКАС при ТПП РФ, в регламентах ведущих центров международного арбитража.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Комарова А.С. Международные инвестиционные споры, 2009
Количество показов: 957