Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
<*> Договоры, не вступившие в силу.
Анализ положений перечисленных выше договоров, посвященных порядку разрешения инвестиционных споров, позволил сделать вывод о том, что предпочтение в разрешении инвестиционных споров отдано третейскому разбирательству (международному арбитражу), хотя при этом большинство соглашений предусматривают возможность передать спор на рассмотрение компетентного суда принимающего государства.
Наиболее распространенным способом разрешения инвестиционных споров по заключенным соглашениям является использование арбитражной процедуры ad hoc. В большинстве случаев для такой ситуации предусматривается использование процедуры разрешения споров, предусмотренной Регламентом ЮНСИТРАЛ. Из институционных арбитражных органов предпочтение отдается Арбитражному институту Стокгольмской торговой палаты.
Как уже отмечалось выше, Российская Федерация в 1992 г. подписала, но пока не ратифицировала Вашингтонскую конвенцию 1965 года о создании МЦУИС. Вместе с тем предусмотренный Конвенцией правовой механизм разрешения инвестиционных споров в современной международной практике применяется почти в двух третях случаев, когда разрешается спор между иностранным инвестором и государством. Однако следует отметить, что применение Вашингтонской конвенции к инвестиционным спорам, в которых будет участвовать Российская Федерация, также не исключается в будущем.
Типовое соглашение о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2001 г. (СЗ РФ. 2001. N 25. Ст. 2578) предусматривает, что спор по выбору инвестора может быть передан на рассмотрение в МЦУИС в соответствии с Вашингтонской конвенцией 1965 г. Предпосылкой передачи спора в МЦУИС является то, что Конвенция должна быть обязательна для обеих договаривающихся сторон. Кроме того, предусмотрено, что возможно также рассмотрение спора в соответствии с Дополнительными правилами МЦУИС в случае, если Конвенция не вступила в силу для обеих или одной из договаривающихся сторон.
До ратификации Конвенции для РФ как принимающего государства, а также для российских инвесторов, осуществляющих капиталовложения на территории государств - участников Конвенции, открыта возможность при разрешении инвестиционных споров использовать дополнительные процедуры МЦУИС на основе Дополнительных правил. Возможность обращения в МЦУИС для разрешения споров в соответствии с Дополнительными правилами Центра уже предусмотрена, например, в Соглашениях о защите инвестиций, заключенных РФ с Румынией (1993 г.), Словакией (1993 г.), Чехией (1994 г.), Арменией (2001 г.), Японией (1998 г.).
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Комарова А.С. Международные инвестиционные споры, 2009
Количество показов: 1200