Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Среди наиболее распространенных оснований возникновения инвестиционных споров можно выделить несколько категорий. Ниже приводится анализ некоторых, наиболее характерных решений по инвестиционным спорам, вынесенных как МЦУИС, так и иными арбитражными органами и которые были опубликованы в основном в иностранных источниках.
1. Споры, затрагивающие определение инвестиций. Подобные споры возникают в связи с тем, что в ДИД содержится широкое определение инвестиций, и в ряде споров частная компания обращалась с иском к государству, требуя защиты в рамках ДИД, хотя этой частной компанией были заключены гражданско-правовые договоры с государственной компанией.
В деле CSOB (Ceskoslovenska Obchodni Bank-CSOB) против Республики Словакия (решение 24 мая 1999 г.) решающим было определение, являлся ли заем, предоставленный CSOB, инвестицией в понимании этого Конвенцией ИКСИД.
Состав арбитров, разрешавший спор, отметил, что Республика Словакия при подписании Конвенции МЦУИС не использовала свое право на ограничение компетенции арбитража МЦУИС. Поскольку контракт, из которого возник спор, отсылал к чешско-словацкому ДИД с арбитражной оговоркой о разрешении споров в соответствии с Конвенцией, состав арбитров предположил, что сторонами согласовано, что сделка касалась инвестиций, спор по которым подлежал рассмотрению арбитражем, созданным в соответствии с Конвенцией.
В ДИД отсутствовало указание на то, что заем является инвестицией, но в нем имелось указание на "имущественные ценности" и "денежные требования и иски". Состав арбитража решил, что эти определения были достаточно емкими и включали в себя займы, по крайней мере в данном случае. В решении указывалось, что заем имел характеристики, присущие инвестиции, поскольку целью операции, частью которой являлся заем, было предоставление CSOB возможности осуществления расширяющейся деятельности в Словакии, что означало бы внесение значительного вклада в экономическое развитие Словакии и то что деятельность CSOB была направлена на получение прибыли и была сопряжена с риском.
В деле "Salini против Марокко" (Salmi S.P.A. and Italstrade S.P.A. v. The Kingdom of Morocco, ICSID Case N ARB/00/04. L.J.D.I., 2002. P. 196) было затронуто два вопроса: первый, рассматриваемый в данной части, касался определения инвестиций, второй - рассматриваемый далее в части определения принимающего государства.
Истцы успешно принимали участие в тендере на разработку проекта скоростной автострады в Марокко, и ими был подписан контракт с Национальным марокканским обществом автодорог (Societe Nationale des Autoroutes du Maroc - ADM). После завершения работ по контракту истцы заявили требование о дополнительном платеже сначала главному инженеру ADM, а затем - министру инфраструктуры. В удовлетворении требований было отказано. Примерно через год истцы на основании двустороннего ДИД между Королевством Марокко и Италией обратились в МЦУИС.
Состав арбитража решил, что договор подпадает под определение "инвестиции", как это определено в ДИД между Италией и Марокко, поскольку порождает для истца договорную выгоду, имеющую экономическую ценность, предусмотренную статьей 1(c) ДИД, и что компания истца получала выгоду от "права экономического характера, которым она наделена... согласно ДИД".
Состав арбитража применил четыре взаимосвязанных критерия: 1) наличие капиталовложений, 2) определенная продолжительность исполнения контракта, 3) участие в рисках по сделке, 4) содействие экономическому развитию принимающего государства.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Комарова А.С. Международные инвестиционные споры, 2009
Количество показов: 2478