Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
В действительности на протяжении нескольких десятилетий после начала международного инвестиционного сотрудничества предметом споров в данной сфере были требования инвесторов из промышленно развитых стран к правительствам развивающихся государства, на территории которых осуществлялись инвестиции. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в начальный период число таких споров было весьма незначительно. Так, Международный центр по разрешению инвестиционных споров (МЦУИС), созданный в 1965 году, в первые два десятилетия работы рассмотрел всего около двух десятков инвестиционных споров.
Объем международного инвестиционного сотрудничества за два последних десятилетия вырос также в результате проводимой некоторыми развивающимися странами активной политики развития свободной рыночной экономики и широкого привлечения иностранных инвестиций, особенно в сферу разработки природных ресурсов. Это развитие повлекло за собой увеличение числа заключаемых между государствами двусторонних соглашений об инвестициях. Такие соглашения заключались промышленно развитыми странами, которые продолжали оставаться источником инвестиций, с одной стороны, и развивающимися странами, принимавшими эти инвестиции, с другой стороны. На сегодняшний день по оценкам различных источников в мире существует около двух с половиной тысяч двусторонних инвестиционных соглашений <49>. Содержание этих международно-правовых документов в основном отражает правовые концепции, сформулированные в начальный период развития международно-правовой защиты инвестиций.
<49> См.: Partasides K., Bruton L., Snodgrass E. Global Arbitration Review. Recent Developments in Investment Treaty Arbitration. The European & Middle Eastern Arbitration Review 2008.
Вопросы защиты инвестиций стали также предметом и ряда многосторонних соглашений. Довольно подробно данная проблематика, включая механизмы разрешения инвестиционных споров, отражается в Договоре к Энергетической хартии (ДЭХ), а также в договоре о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (NAFTA).
Рост числа международных инвестиционных споров в последние годы безусловно связан также с глубокими экономическими проблемами, возникшими в экономике ряда развивающихся стран, принявших в предшествующий период значительные объемы иностранных инвестиций. Кроме того, в подавляющем числе случаев инвестиционные споры решались в пользу иностранного инвестора, что порой еще больше усугубляло внутриэкономическую ситуацию в развивающихся странах.
Указанная ситуация, как представляется, сыграла также не последнюю роль в том, что в некоторых развивающихся странах в последнее время появились признаки формирования тенденции к переоценке адекватности действующего сегодня механизма регулирования иностранных инвестиций в части разрешения инвестиционных споров. В частности, в мае 2007 года Боливия заявила о денонсации Вашингтонской конвенции, Эквадор уведомил МЦУИС, что он исключает из его юрисдикции рассмотрение споров с иностранными инвесторами, которые могут возникнуть в сфере нефтегазовой и добывающей индустрии.
В аналогичном направлении в последнее время действует также правительство Венесуэлы, хотя оно в основном пока ограничивается принятием мер по частичной национализации в нефтедобывающей отрасли. Такие меры, естественно, вызывают беспокойство в странах - экспортерах капитала, которые опасаются возрождения существовавшей в девятнадцатом веке и названной по имени сформулировавшего ее аргентинского дипломата "доктрины Кальво". В соответствии с этой "доктриной" исключительной юрисдикцией по рассмотрению международных коммерческих споров должно обладать государство, в котором находится капиталовложение.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Комарова А.С. Международные инвестиционные споры, 2009
Количество показов: 1194