Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Единоличный арбитр или председатель состава выбираются из страны, к которой не принадлежат стороны, но если обстоятельства это не оправдывают и одной из сторон не заявлено возражений против этого в течение срока, установленного Судом, то может быть выбран и из страны, к которой принадлежит одна из сторон.
Если суд должен назначить арбитра от имени стороны, которая его не выдвинула, он проводит назначение после предварительного запроса в национальный комитет МТП страны, в которой находится данная сторона. Если Суд не соглашается с этим предложением, или национальный комитет не сообщает своих предложений в течение срока, установленного Судом, или если сторона находится в стране, в которой нет национального комитета, Суд свободен в выборе любого лица, которое он считает компетентным. Секретариат сообщает о назначении арбитра национальному комитету страны (если таковой имеется), гражданином которой является это лицо.
При утверждении или назначении арбитров Суд учитывает гражданство арбитров, их местожительство и другие связи со странами, к которым принадлежат стороны или другие арбитры, а также возможности и способности арбитра вести арбитражное разбирательство в соответствии с настоящим Регламентом. Таким образом, как правило, единоличный арбитр или председатель состава должны быть из нейтральной страны - то есть страны иной, чем местонахождение сторон спора. Однако если Суд назначает арбитра от имени стороны, которая не назвала кандидатуру арбитра, запрашивается предложение национального комитета страны происхождения этой стороны спора.
В арбитражной практике возникает вопрос о выборе арбитров при множественности сторон - при многосторонних спорах. При участии в деле нескольких истцов и ответчиков и рассмотрении спора тремя арбитрами истцы и ответчики, соответственно, должны совместно назначить арбитра для утверждения. В случае отсутствия такого совместного назначения Суд может назначить каждого члена состава арбитража.
Таким образом, формирование состава арбитража согласно Регламенту МТП отличается более сложной процедурой, связанной с подтверждением назначения арбитра сторонами, с предварительным запросом о кандидатуре арбитра в соответствующий национальный комитет о кандидатуре при назначении Судом единоличного арбитра, председателя состава и при назначении арбитра от имени стороны.
Регламент МТП уделяет большое внимание независимости арбитров, предусматривая, что любой арбитр должен оставаться независимым от спорящих сторон. До своего назначения или утверждения должен подписать заявление о своей независимости и сообщить в письменном виде в секретариат любые факты и обстоятельства, которые могут вызвать сомнения в его независимости у любой из сторон. Секретариат направляет информацию сторонам и устанавливает срок для возможных замечаний.
Арбитр незамедлительно сообщает в письменном виде в секретариат и сторонам спора любые факты и обстоятельства такого же порядка, которые могут возникнуть в период арбитражного разбирательства. Решения Суда, касающиеся назначения, утверждения отвода или замены арбитра, являются окончательными. Мотивы принятого решения могут не раскрываться.
Большое значение для обеспечения рассмотрения спора независимыми и квалифицированными арбитрами имеет вопрос о порядке отвода арбитров. Требование об отводе, основанное на утверждении о недостаточной независимости или любом другом мотиве, оформляется путем передачи в секретариат письменного заявления с указанием фактов и обстоятельств, на которых основывается это требование.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Комарова А.С. Международные инвестиционные споры, 2009
Количество показов: 1659