Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Анализируя предметную компетенцию МЦУИС, нельзя не отметить, что проблемы возникают в связи с условием, что в компетенцию входят "правовые споры" (то есть не политические, не коммерческие), но споры могут включать правовые споры и требования, связанные с интересами стороны, для которых нет правовой базы и которые строго не основаны на праве. Чтобы облегчить решение, Центр рекомендует сторонам вносить в арбитражную оговорку фразу, что всякий спор является правовым спором.
В 1978 г. к Вашингтонской конвенции был принят Дополнительный протокол, который, как уже было отмечено выше, расширил предметную компетенцию Центра и отнес к его ведению споры, которые не могут быть квалифицированы как инвестиционные.
2. Необходимым условием обращения в МЦУИС является письменное согласие на передачу споров на его разрешение. При этом ст. 25 требует, что согласие, выраженное уполномоченным органом договаривающегося государства, нуждается в подтверждении последнего в момент передачи спора на разрешение Центра, если государство заранее при ратификации Конвенции не оговорит, что такого одобрения не требуется.
Следует отметить, что стороны в различной форме могут выразить свое согласие на подчинение спора МЦУИС. Это может быть соглашение государства с инвестором, двустороннее международное соглашение о взаимном поощрении и защите капиталовложений, основанное на типовом соглашении. Однако наличие соглашения еще не решает вопрос о подсудности. Центр может признать как по заявлению одной из сторон, так и по своей инициативе, что спор находится вне рамок его юрисдикции, если не соблюдены условия относительно субъектного состава спора и предмета спора.
3. Специальные требования предусмотрены для субъектного состава: только споры между государством и лицом другого государства подлежат рассмотрению в МЦУИС. В мировой практике сложилось отношение к понятию инвестиционные споры как к спорам между государством (органами государства) и иностранным инвестором (физическим или юридическим лицом).
Под лицами Договаривающегося государства понимаются любое физическое лицо или любое юридическое лицо, которое является гражданином или, соответственно, юридическим лицом Договаривающегося государства, отличного от государства, выступающего в качестве стороны в споре.
При этом не является обязательным, чтобы это юридическое лицо было частной компанией. Указанным термином охватываются также и принадлежащие государству юридические лица. Исключением могут быть лишь те государственные компании, которые выполняют государственные функции. Таким образом, Конвенция относит споры по вопросам инвестиций к особой категории инвестиционных споров, для которых, помимо их связи с инвестициями, характерным является еще и то, что одной из сторон споре, как правило, является государство.
4. При обращении в МЦУИС важно учитывать, что Конвенция предусматривает, что согласие сторон о передаче Центру спора для разрешения посредством арбитража означает, если не предусмотрено иного, обязательность такого согласия и отказ от использования других средств разрешения спора. Следовательно, отказ от использования других средств разрешения спора является одним из условий определения компетенции Центра.
Любое Договаривающееся государство вправе требовать первоначального обращения к национальным административным или судебным средствам разрешения споров в качестве согласия о передаче спора для арбитражного рассмотрения согласно Конвенции.
5. Договаривающееся государство отказывается обеспечивать дипломатическую защиту или обращаться с исками международно-правового характера, если речь идет о спорах между его лицами и другим Договаривающимся государством, по поводу которых имеется согласие о передаче их в будущем для разрешения посредством арбитража согласно Конвенции. Традиционно обращается внимание на то, что, обращаясь в ИКСИД, государство отказывается от своего права, основанного на нормах международного права (ч. 1 ст. 3 Венской конвенции о дипломатических отношениях), которые предусматривает такую защиту как функцию дипломатической миссии. При этом дипломатической защитой не будет считаться проведение неофициальных дипломатических консультаций для достижения единственной цели - облегчения разрешения спора.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Комарова А.С. Международные инвестиционные споры, 2009
Количество показов: 2983