Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Многосторонние инвестиционные соглашения о поощрении и защите капиталовложений - это "вершина айсберга" системы развития межгосударственных инвестиционных отношений. В них содержится основная концепция правового регулирования данной сферы экономического сотрудничества. Дальнейшее ее развитие получает свое отражение в двусторонних инвестиционных соглашениях договаривающихся государств.
Начиная с девяностых годов прошлого столетия число двусторонних инвестиционных договоров (ДИД, англ. bilateral investment treaties - BIT) резко возросло по сравнению с предшествующими десятилетиями и достигло к концу 2006 года 2573 <43>. Вместе с тем также отмечалось, что с началом третьего тысячелетия темпы роста числа новых ДИД уменьшились. С другой стороны, этот период был характерен тем, что заметную роль стали играть меры по пересмотру ранее заключенных двусторонних договоров. К концу 2006 года по крайней мере около 110 двусторонних договоров были заключены в новой редакции. Предполагается, что эта тенденция будет усиливаться, поскольку многие ДИД, которые были заключены в начале девяностых годов прошлого века, имеют срок действия, как правило, не превышающий десяти лет.
<43> United Nations Conference on Trade and Development. Investor - State Dispute Settlement and Impact on Investment Rulemaking. United Nations. New York and Geneva, 2007. (UNCTAD/ITE/IIA/2007/3.)
В большинстве действующих в настоящее время двусторонних инвестиционных договоров основное содержание сводится к установлению довольно общих правил, касающихся предоставления правовой защиты иностранному инвестору. Такие договоры имеют рамочный характер (framework agreements). В них, как правило, устанавливаются правовые основы сотрудничества по оказанию содействия в области иностранных инвестиций. Они включают в себя положения, направленные на стимулирование в будущем мероприятий по либерализации инвестиций и создание условий для создания общей зоны свободной торговли и инвестиций. Такое сотрудничество обычно имеет своей целью поощрение инвестиций путем обмена информацией, учреждения совместных консультативных органов для обсуждения практики исполнения принятых государствами взаимных обязательств в отношении иностранных инвестиций, а также для выявления препятствий, существующих на пути их развития.
В то же время заключаемые в последние годы договоры включают в себя более детально регулируемые положения о правовой защите иностранных инвестиций, а также обязательства, касающиеся либерализации общего регулирования. Обычно инвестиционная защита, предусмотренная в ДИД и в других соглашениях об экономическом сотрудничестве, включающих вопросы инвестиционного сотрудничества, заключаемых в последнее время, распространяется помимо традиционных сфер внешнеэкономической деятельности также и на предоставление услуг, использование интеллектуальной собственности, обеспечение конкуренции на рынке, государственные закупки, статус временного пребывания иностранных предпринимателей, прозрачность (транспарентность) коммерческой деятельности, вопросы защиты окружающей среды, трудовых отношений и др.
Во многих странах имеются модельные (типовые) тексты договоров о поощрении и защите иностранных инвестиций, которые используются при согласовании таких документов в переговорах с другими странами <44>. Тексты этих модельных договоров, принятые в последние годы, отражают тенденции, в частности, совершенствование механизма разрешения инвестиционных споров. Так, примерно половина всех модельных соглашений о защите инвестиций, имеющихся в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР - OECD), в течение последних пяти - шести лет были существенно обновлены. В это число входят Испания, Канада, Франция, ФРГ, Чехия <45>.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Комарова А.С. Международные инвестиционные споры, 2009
Количество показов: 1992