Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Концепция в отношении порядка разрешения инвестиционных споров по ДЭХ исходит из желательности разрешения споров дружественным путем в процессе двусторонних переговоров. Данный подход не является новым в сфере международного экономического сотрудничества. Он используется во многих других как двусторонних, так и многосторонних соглашениях договаривающихся государств <42>. В случае если сторонам не удалось достичь взаимоприемлемого результата, они вправе выбрать один из предложенных ДЭХ механизмов арбитражного разрешения спора. Спор может быть передан:
<42> Процедура примирения предусмотрена Вашингтонской конвенцией "О разрешении инвестиционных споров между инвестором и иностранным государством" 1965 г., Соглашением о создании Североамериканской зоны свободной торговли - НАФТА и двусторонними соглашениями о поощрении и защите капиталовложений.
a) в суды или административные трибуналы Договаривающейся Стороны, являющейся стороной в споре;
b) в соответствии с любой применимой, предварительно согласованной процедурой разрешения спора;
c) в международный арбитраж.
В соответствии с п. 3 "a" ст. 26 ДЭХ, каждая Договаривающаяся Сторона дает свое безусловное согласие на передачу спора в международный арбитраж или согласительный орган в соответствии с положениями настоящей статьи. Но при этом из этого правила существует ряд исключений:
перечисленные в приложении ID договаривающиеся стороны могут не давать своего согласия на рассмотрение дела арбитражем в тех случаях, когда инвестор ранее передал спор на рассмотрение в суды или административные трибуналы Договаривающейся Стороны, являющейся стороной в споре, или в соответствии с любой применимой, предварительно согласованной процедурой разрешения спора (п. 3 "b" ст. 26 ДЭХ);
перечисленные в приложении IA договаривающиеся стороны не дают своего безусловного согласия на рассмотрения спора арбитражем при наличии иной договоренности о разрешения инвестиционного спора в рамках двустороннего соглашения о поощрении и защите капиталовложений между договаривающимися государствами (п. 3 "c" ст. 26 ДЭХ);
спор разрешается в соответствии с положениями договора и нормами и принципами международного права (п. 6 ст. 26 ДЭХ). Решение является обязательным и окончательным и может включать решение об уплате процентов (п. 8 ст. 26 ДЭХ).
Говоря об обязательности и окончательности решения, необходимо учитывать, что данный вопрос зависит от избранного сторонами арбитража. Члены - участники Вашингтонской конвенции принимают на себя обязательство признавать решение МЦУИС как окончательное, не требующее признания на территории государства его исполнения.
Решения Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты, Международного арбитражного суда Международной торговой палаты, а также решение арбитражного суда ad hoc приводятся в исполнение в соответствии с Конвенций ООН "О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений" (Нью-Йорк, 1958 г.). Конвенция предусматривает порядок признания и принудительного исполнения иностранных арбитражных решений на территории государств - участников Конвенции.
В связи с вышеизложенным возникает вопрос об обязательности положений ДЭХ, регулирующих разрешения споров, в которых участвует Российская Федерация. Существует точка зрения, что Россия не связана нормами о разрешении энергетических споров при выражении только лишь воли инвестора на их применение. Все нормы ДЭХ, определяющие компетентные органы и процедуры по разрешению энергетических споров, связывают своими положениями Договаривающихся сторон. Государства, подписавшие ДЭХ и не выразившие отказа от применения ДЭХ на временной основе, в силу ст. ст. 1, 45 не являются Договаривающимися Сторонами.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Комарова А.С. Международные инвестиционные споры, 2009
Количество показов: 1647