Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Вопрос энергообеспечения в рамках межгосударственных отношений не только всегда являлся сферой экономических интересов, но и представлял из себя инструмент политической стабильности как внутри государства, так в рамках межгосударственных объединений (союзов). С ростом объема мирового производства его актуальность по всем вышеупомянутым направлениям только росла.
Европейская энергетическая хартия, подписанная 17 декабря 1991 г., традиционно рассматривается как политический фундамент развития отношений Восток - Запад в энергетической сфере. На основе Энергетической хартии, носящей декларативный характер, был разработан и в 1994 г. открыт для подписания юридически обязательный Договор к Энергетической хартии (ДЭХ <37>, или Договор). Целью ДЭХ является установление правовых рамок для "оказания содействия долгосрочному сотрудничеству в области энергетики на основе взаимодополняемости и взаимной выгоды, в соответствии с целями и принципами Хартии" <38>.
<37> В настоящей работе аббревиатура ДЭХ используется для обозначения Договора к Энергетической хартии.
<38> Гудков И.В. Договор к Энергетической хартии в контексте отношений Россия - ЕС: инвестиции, торговля, транзит // Энергетическое право. 2007. N 1. С. 22.
К настоящему времени Договор подписан 51 государством и Европейским сообществом. ДЭХ был подписан 1994 году и вступил в силу 16 апреля 1998 года <39>. Перечень стран-участниц позволяет утверждать о том, что территория его действия распространяется на страны Западной Европы, СНГ, Балтии. Основные страны - производители углеводородного сырья Ближнего Востока и Африки не приняли участие в данном Договоре. Не присоединились к Договору США и Канада. Позиция ряда авторов о том, что игнорирование крупными поставщиками углеводородов приводит к исключению ДЭХ из числа универсальных международных договоров, представляется вполне обоснованной <40>.
<39> www.encharter.org.
<40> Гудков И.В. Договор к Энергетической хартии в контексте отношений Россия - ЕС: инвестиции, торговля, транзит // Энергетическое право. 2007. N 1. С. 22.
Российская Федерация подписала Договор к Энергетической хартии, но до настоящего времени не ратифицировала его. Вместе с тем, в соответствии со ст. 45 ДЭХ, его положения могут применяться на временной основе.
Сфера правового регулирования ДЭХ достаточно обширна. Договор нацелен на формирование "единых правил игры" на территории подписавших и ратифицировавших его государств. Сферой его действия является энергетика - от разведки и добычи энергоресурсов до конечного использования энергии. ДЭХ охватывает сферу инвестиционной деятельности, торговли, транзита энергии, энергоэффективности, включая соответствующие экологические аспекты, и формирует единый "минимальный стандарт" защиты и стимулирования инвестиций и торговли на территории государств с различным уровнем экономического развития и различными стадиями развития энергетических рынков <41>. Учитывая широкий масштаб отношений, регулируемый ДЭХ, вопросу урегулирования споров в нем не могло быть не уделено внимания. Договор регулирует несколько видов споров:
<41> Конопляник А.А. Договор к Энергетической хартии: механизмы разрешения споров // Нефть, газ и право. 2005. N 1. С. 35.
- торговые споры (ст. 5 ДЭХ);
- споры в отношении конкуренции (ст. 6 ДЭХ);
- транзитные споры (ст. 7 ДЭХ);
- инвестиционные споры между договаривающейся стороной и инвестором (ст. 26 ДЭХ).
- споры между договаривающимися государствами (ст. 27 ДЭХ).
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Комарова А.С. Международные инвестиционные споры, 2009
Количество показов: 2456