Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
<28> Крупко С.И. Инвестиционные споры между государством и иностранным инвестором: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 29.
В иностранной литературе отмечается, что к компетенции МЦУИС относятся не все споры, связанные с капиталовложениями. Под защиту МЦУИС подпадают споры из тех инвестиционных проектов, реализация которых имеет большое значение для экономического развития принимающего государства. Данный подход был продемонстрирован, в частности, в следующих делах, рассмотренных МЦУИС:
- спор, связанный с нарушением государством своих обязательств по выпущенным им ценным бумагам, - "Fedax NV v Republic of Venezuela";
- нарушение государством своих обязательств из договора о неувеличении налогового бремени, концессионных договоров - "Agip SpA v The People's Republic of Congo"; "SARL Benvenutti and Bonfanl v The People's Republic of Congo".
К числу споров, которые были переданы в МЦУИС, но признаны не попадающими под его компетенцию, относятся:
- спор из договора об утилизации морских судов - "Malaysian Historical Salvors, SDN, BHD v Malaysia";
- спор, связанный с созданием юридической фирмы на территории иностранного государства - "Patrick Mitchell v Democratic Republic of the Congo" <29>.
<29> Protecting investments overseas: Bilateral investment treaties, Foreign Investments Lows and ICSID Arbitration. Lovells LPP, Client note. P. 3.
В такой ситуации представляется, что концепция Вашингтонской конвенции не предполагает право ее участников на определение понятия инвестиционного спора, через которое каждое государство может определить компетенцию Центра для споров с его участием. Сложившееся в практике МЦУИС понятие инвестиционного спора представляется более широким, чем определение, которое содержит ст. 25 Конвенции. Конвенция закрепила понятие инвестиционного спора, но при этом через абстрактную формулировку "связанный с инвестициями" дала возможность странам участницам Конвенции самим решить, споры какого содержания они готовы отдать на рассмотрению Центру. Такой подход представляется вполне оправданным. С учетом многообразия форм инвестиционных отношений государство вправе само определить, в каком случае оно готово отказаться от судебного иммунитета и принять на себя обязательства по признанию и исполнению на своей территории решений Центра.
Инвестиционные споры, относящиеся к юрисдикции Центра, могут быть разрешены посредством примирения сторон либо посредством арбитража. Примирение сторон осуществляется примирительной комиссией, которая формируется на основании письменной просьбы сторон инвестиционного спора. Примирительная комиссия формируется из числа лиц, не включенных в список примирителей МЦУИС, за исключением случаев, когда стороны обратились к председателю административного совета с просьбой назначить примирителей. В этом случае председатель административного совета назначает примирителей из соответствующего списка.
Процедура примирения производится, если стороны не договорились об ином, в соответствии с правилами примирительной процедуры. Обязанность Комиссии состоит в том, чтобы выяснить предмет спора между сторонами и добиваться достижения соглашения между ними на взаимоприемлемых условиях. Если стороны придут к соглашению, Комиссия составляет протокол, в котором указывается предмет спора и фиксируется факт достижения сторонами соглашения. Если на любой стадии разбирательства для Комиссии становится очевидным, что соглашение между сторонами маловероятно, она прекращает разбирательство и составляет протокол, в котором указывается факт передачи ей спора и фиксируется, что стороны не достигли соглашения.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Комарова А.С. Международные инвестиционные споры, 2009
Количество показов: 1522