Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Исторически инвесторы, вкладывающие капитал на территории иностранного государства, в случае конфискации или причинения вреда своему имуществу органами власти государства реципиента имели только два варианта защиты нарушенных прав. Первый вариант - это обратиться с иском в суды страны, принимающей инвестиции. Как показывает практика, данный способ защиты оказывается безуспешным для инвестора, суды отказывали в удовлетворении исков сторон. Второй вариант - это оказывать давление на государство реципиента при помощи дипломатических методов воздействия. Данный вариант также не обеспечивал защиту инвестора в полной мере по причине того, что такие способы защиты возможны и действенны только при серьезных нарушениях прав инвестора со стороны государства, таких как национализация активов инвестора. Более пятидесяти лет международное сообщество искало пути защиты прав инвесторов от нарушений со стороны развивающихся государств. Вашингтонская конвенция была первым шагом на пути создания и развития механизмов разрешения инвестиционных споров между инвестором и принимающим государством <11>.
<11> Protecting investments overseas: Bilateral investment treaties, Foreign Investments Lows and ICSID Arbitration. Lovells LPP, Client note. P. 1.
В доктрине предлагается рассматривать международно-правовую систему защиты частных инвестиций, состоящую из трех элементов. Они включают Конвенцию об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 1965 г.), Конвенцию об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций - МИГА (Сеул, 1985 г.), а также двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и защите инвестиций <12>.
<12> Доронина Н.Г. Актуальные проблемы защиты интересов государства в экономических отношениях // Журнал российского прав. 2005. N 12. С. 80.
Вместе с тем Вашингтонская Конвенция в этой системе занимает особое место. Она представляет собой универсальный источник международного права, закрепляющий систему мер по разрешению инвестиционных споров. Особая значимость данного многостороннего договора заключается, во-первых, в его универсальности, то есть его действие не имеет территориального ограничения, любое государство, желающее использовать возможности Вашингтонской конвенции, может к ней присоединиться, расширив при этом количество ее участников. Во-вторых, значимость конвенции состоит в ее определенной уникальности. А именно Вашингтонская конвенция представляет собой единственный международно-правовой акт, содержащий механизмы разрешения инвестиционных споров и учреждающий специальный орган, действующий под эгидой Международного банка реконструкции и развития - Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). В задачи МЦУИС входят примирение участников инвестиционных проектов и разрешение возникающих инвестиционных споров.
Другие существующие в настоящее время международные договоры в данной области, имеющие региональный характер, - Договор к Энергетической хартии 1994 г., Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA) - используют для разрешения инвестиционных споров, возникающих в процессе экономической деятельности в рамках данных соглашений, механизмы, предусмотренные Вашингтонской конвенцией.
Вашингтонская конвенция была принята 18 марта 1965 года. В настоящее время число участников, подписавших Конвенцию, составляет 155, из которых 143 ее ратифицировали. Российская Федерация подписала Конвенцию 16 июня 1992 года, но до настоящего времени не ратифицировала.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Комарова А.С. Международные инвестиционные споры, 2009
Количество показов: 4956