Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
- реорганизация управляемого общества "с прекращением личности" (слияние, присоединение, разделение). При этом необходимо учитывать, что в силу п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. С этого же момента утрачивают силу полномочия единоличного исполнительного органа того хозяйственного общества, которое прекращается.
Кроме того, заслуживает рассмотрения вопрос о судьбе полномочий управляющей организации в случае возбуждения производства по делу о ее банкротстве. Представляется, что введение арбитражным судом в отношении управляющей организации процедуры наблюдения должно быть закреплено в законодательстве о хозяйственных обществах в качестве дополнительного основания прекращения ее полномочий в качестве лица, реализующего функции единоличного исполнительного органа. Следует также закрепить в Законе о банкротстве обязанность арбитражного суда направлять определение о введении наблюдения, вынесенное по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган) в целях внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.
Аналогичное решение должно быть принято законодателем в отношении случаев несостоятельности физического лица, реализующего функции единоличного исполнительного органа.
Прекращение полномочий лица, реализующего функции единоличного исполнительного органа, во всех случаях влечет прекращение договора с ним.
Кроме того, в законе необходимо прямо предусмотреть возможность управляющего в любое время отказаться от договора. Право одностороннего отказа обусловлено особым характером отношений сторон по договору о реализации функций единоличного исполнительного органа хозяйственного общества. Об этом свидетельствует в том числе и наделение законом участников общества правом досрочно прекратить полномочия лица, реализующего функции единоличного исполнительного органа. При этом в законе следует прямо указать, что отказ управляющего от договора прекращает и полномочия единоличного исполнительного органа, которыми он был наделен <1>. Нормы, которые закрепили бы возможность одностороннего отказа управляющего от договора, должны допускать возможность применения сторонами особых последствий такого одностороннего отказа.
--------------------------------
<1> Необходимо заметить, что упомянутый ранее законопроект об ответственности членов органов управления такую возможность отрицает, прямо указывая, что соответствующий гражданско-правовой договор не может предусматривать условие о праве стороны на односторонний отказ. Помимо явной неразумности и нецелесообразности такого запрета, подразумевающего вне зависимости от конъюнктуры и иных обстоятельств сохранение отношений, очевидно также и его противоречие существу складывающихся с лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа, отношений. Все родственные договорные конструкции содержат правило об одностороннем отказе, такое правило, как выше отмечалось, содержит и действующий закон.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Тычинская Е.В. Договор о реализации функций единоличного исполнительного органа. 2012
Количество показов: 1883