Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Мы полагаем, что данная норма продиктована желанием законодателя определить максимально возможный круг лиц, которых потенциально можно было бы привлечь к ответственности. Сделано это, очевидно, для установления превентивной меры в публично-правовых целях, а не в целях гражданского оборота и объясняется стремлением создать подчас необоснованно высокие гарантии защиты интересов инвесторов, несмотря на то, что таковые являются "специальными" субъектами гражданско-правовых отношений. Инвесторы, участвующие в отношениях, складывающихся на рынке ценных бумаг, более других осведомлены о юридической сущности хозяйственных обществ, с которыми они вступают в отношения, в том числе об ограниченной имущественной ответственности таких контрагентов. Вместе с тем нельзя забывать о том, что основными критериями при определении санкций в частном праве, в том числе при установлении мер ответственности управляющего, должны служить "правомерность и целесообразность возмещения убытков потерпевшему лицу. Вопрос наказания нарушителя должен рассматриваться во вторую очередь" <1>.
--------------------------------
<1> Корпоративная реформа и гармонизация корпоративного законодательства России и ЕС. 2-е изд., испр. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 53.
Второй случай, когда генеральный директор/управляющая организация могут быть привлечены к ответственности перед третьими лицами по обязательствам общества, предусмотрен законодательством о несостоятельности. В силу п. 1 ст. 10 Закона о банкротстве руководитель должника в случае нарушения им положений данного Федерального закона обязан возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения. Однако нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены ст. 9 Закона о банкротстве, влечет за собой субсидиарную ответственность руководителя должника по обязательствам должника, возникшим после истечения установленного срока подачи указанного заявления (п. 2 ст. 10 Закона о банкротстве). Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 10 Закона о банкротстве руководитель должника несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по сбору, составлению, ведению и хранению которых установлена законодательством РФ, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об имуществе и обязательствах должника и их движении, сбор, регистрация и обобщение которой являются обязательными в соответствии с законодательством РФ, либо если указанная информация искажена.
Порядок привлечения руководителя должника к субсидиарной ответственности определен в п. 12 ст. 142 Закона о банкротстве, устанавливающей правила расчетов с кредиторами в ходе конкурсного производства. Речь идет о том, что если требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа не были удовлетворены за счет конкурсной массы, конкурсный управляющий, конкурсные кредиторы и уполномоченный орган, требования которых не были удовлетворены, имеют право до завершения конкурсного производства подать заявление о привлечении руководителя должника к субсидиарной ответственности.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Тычинская Е.В. Договор о реализации функций единоличного исполнительного органа. 2012
Количество показов: 1860