Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Б.Р. Карабельников из данных предписаний делает вывод о том, что ФКЦБ России полагает возможным выдвигать на соискание должности единоличного исполнительного органа акционерного общества лицо, которое не давало согласия на подобное назначение, задаваясь при этом вопросом, как же тогда это лицо будет работать. Более логично, по мнению названного автора, при подготовке советом директоров документов для проведения общего собрания опрашивать предполагаемых кандидатов и получать их письменное согласие на возможное назначение. Если же кто-то из выдвинутых кандидатов согласия не дает, то вынесение этой кандидатуры на голосование будет бесполезной тратой времени. Однако после вступления в силу Постановления N 17/пс совет директоров в соответствии с п. 1 ст. 53 Закона об АО обязан включить в список кандидатов любое лицо, предложенное акционером, владеющим не менее чем 2% голосующих акций общества, даже если предложенный кандидат прямо отказался занимать должность единоличного исполнительного органа общества <1>.
--------------------------------
<1> См.: Карабельников Б.Р. Указ. соч.
Мы, безусловно, согласны с тем, что если лицо выразило свой отказ от возможного избрания или назначения, то включение его в список кандидатов не имеет смысла. Более того, это может расцениваться как нарушение прав и законных интересов отказавшегося. Например, ФАС Центрального округа, рассматривая кассационную жалобу по делу о признании недействительным решения совета директоров ОАО в части отказа во включении в список кандидатур для голосования по выборам генерального директора кандидатуры, предложенной истцом, согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска, поскольку из материалов дела усматривается, что совет директоров отказал истцу во включении выдвинутой им кандидатуры в список кандидатур и в бюллетень для голосования по выборам генерального директора в связи с письменным отказом этого лица баллотироваться в данный орган общества. Как отметил ФАС Центрального округа, предложение о включении гражданина вопреки его воле в список кандидатов на должность генерального директора не соответствует требованиям Конституции РФ, подп. 1 и 2 ст. 1 ГК РФ, ст. 2, 56, 273, 275 ТК РФ, предусматривающих осуществление гражданами своих прав своей волей и добровольность трудового договора <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление ФАС Центрального округа от 29 августа 2005 г. N А48-8552/04-9.
Следовательно, в Законы об ООО и АО необходимо включить соответствующую оговорку. Например, формулировка п. 1 ст. 53 Закона об АО может быть скорректирована следующим образом: "Акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций общества, вправе внести вопросы в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) общества, коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию (ревизоры) и счетную комиссию общества, число которых не может превышать количественный состав соответствующего органа, а также кандидата на должность единоличного исполнительного органа, за исключением случаев, когда лица, предполагаемые к выдвижению в качестве кандидатов, в письменной форме выразили отказ от выдвижения их в качестве кандидатов либо в установленный законом или уставом срок не предоставили свое письменное согласие. Такие предложения должны поступить в общество не позднее чем через 30 дней после окончания финансового года, если уставом общества не установлен более поздний срок".
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Тычинская Е.В. Договор о реализации функций единоличного исполнительного органа. 2012
Количество показов: 1652