Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Представляется, что упомянутое выше требование добросовестности и разумности, адресованное лицу, реализующему функции единоличного исполнительного органа, включает в себя одновременно несколько условий: условие об особом отношении к объекту управления ("отношение рачительного хозяина") <1>, условие о лояльности (осуществление прав и исполнение обязанностей в интересах контрагента, возможно, даже в ущерб своим интересам), а также, не исключено, и другие. Например, в зарубежной юридической литературе отдельно выделяются такие условия, предъявляемые к деятельности управляющего, как запрет конкуренции, запрет присваивать предпринимательские возможности (corporate opportunity), запрет использования коммерческой тайны и инсайдерской информации, а также особые правила о совершении сделок в собственных интересах. По мнению К. Хопта, запрет конкуренции является законодательно конкретизированным примером обязанности членов органов управления соблюдать лояльность <2>. Статья 717 ШОЗ, которая носит название "Обязанность заботливости и верности", требует от лиц, осуществляющих управление акционерным обществом, исполнять свои обязанности "со всей необходимой заботливостью и преданно заботиться об интересах обществах". По нашему мнению, все разнообразные перечисленные требования к деятельности управляющего могут быть расценены с точки зрения терминологии российского гражданского права как требования к осуществлению управления в интересах указанного в договоре лица - хозяйственного общества.
--------------------------------
<1> Условие об отношении к интересам общества как к своим собственным критически оценивают С.Д. Могилевский и И.А. Самойлов, отмечающие, что указание на такое условие является недостаточным, применению подлежат "повышенные стандарты поведения" (Могилевский С.Д., Самойлов И.А. Указ. соч. С. 163).
<2> См.: Хопт К. Представление интересов и конфликты интересов в современном акционерном, банковском и профессиональном праве (к догматике современного правового регулирования ведения чужих дел) // Вестник гражданского права. 2008. N 2 (СПС "КонсультантПлюс").
Иными словами, то, что в зарубежных правопорядках именуется duty of care и duty of loyalty, в формате российской правовой системы может именоваться добросовестностью и разумностью действий управляющего. Исследуемые требования к деятельности управляющего по своей юридической природе могут быть определены как пределы осуществления его прав и исполнения обязанностей, определяемые в силу закона, устава общества или (и) договора, заключенного с управляющим. Неуклонное соблюдение таких требований обеспечивает надлежащее исполнение обязанностей управляющего по договору о реализации функций единоличного исполнительного органа.
Таким образом, как уже отмечалось, в договоре о реализации функций единоличного исполнительного органа хозяйственного общества имеется только одно существенное условие - предмет договора. Все случайные условия договора мы исследовать не будем, поскольку их набор в каждом конкретном случае определяется сторонами по их собственному усмотрению и носит ситуативный характер. Однако полагаем необходимым более подробно остановиться на вопросе о вознаграждении, выплачиваемом лицу, реализующему функции единоличного исполнительного органа.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Тычинская Е.В. Договор о реализации функций единоличного исполнительного органа. 2012
Количество показов: 1562