Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Конечно, можно попытаться вести речь о том, что для целей данного конкретного случая (то есть для заключения договора о реализации функций единоличного исполнительного органа хозяйственного общества) представительские полномочия в силу закона возлагаются на общее собрание его участников (акционеров) либо на совет директоров общества. Следовательно, участники (акционеры) либо члены совета директоров в такой ситуации могли бы выступать в качестве коллективного представителя хозяйственного общества и, принимая соответствующие решения, действовать от его имени. Однако подобный подход, по нашему мнению, не вполне будет соответствовать сущности данных общественных отношений.
Более того, сходство механизмов принятия решений, принимаемых участниками общего собрания в качестве участников корпоративного юридического лица, и решений, которые могут приниматься на общих собраниях вне связи с участием в юридическом лице (например, на общем собрании собственников жилья в многоквартирном доме, на собрании кредиторов при банкротстве), на наш взгляд, очевидно. По этой причине, если абстрагироваться от указания в законе на то, что "договор от имени общества подписывается", и попытаться взглянуть на проблему несколько шире, то будет не вполне ясно, откуда возникает иллюзия того, что договор с генеральным директором/управляющей организацией заключается от имени общества.
Поэтому мы рискнем предположить, что участники (акционеры) компании являются субъектами правоотношений по реализации функций единоличного исполнительного органа и от собственного имени заключают соответствующий договор в пользу хозяйственного общества.
По справедливому мнению С.С. Алексеева, субъективное право находится в глубоком единстве с интересами. "Управомоченному, - пишет он, - предоставляется мера дозволенного поведения для удовлетворения его интересов. И хотя интерес не входит в содержание субъективного права, момент интереса необходим для самого существования этого права... Учет момента интереса в понятии субъективного права позволяет с большей полнотой определить значение права в системе общественных отношений, его роль как юридического средства обеспечения жизненных интересов, и таким путем связать анализ права с реальными отношениями, а в конечном счете - с экономическим базисом общества" <1>.
--------------------------------
<1> Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК "Велби"; Проспект, 2008. С. 358.
Участникам (акционерам) компании небезразлична судьба обособленного ими для целей юридического лица имущества, именно им, а не кому-либо другому, принадлежит экономический интерес в получении прибыли от использования данного имущества, которое возможно только при эффективном управлении этой имущественной массой, и в силу этого они должны иметь возможность выбрать соответствующего менеджера - того, кто будет замещать их самих при управлении данным имуществом, а впоследствии при определенных условиях и привлечь его к ответственности за ненадлежащее управление. Таким образом, у участников (акционеров) общества всегда есть некий генеральный интерес, а именно: получить прибыль от использования имущества, "заработать на нем". Наиболее отчетливо указанный интерес проявляется в момент отчуждения имущества в пользу юридического лица, то есть при оплате долей в уставном капитале или приобретении акций, и если это сопряжено с учреждением компании, то он может быть формализован в уставе общества путем постановки целей его деятельности и закрепления правил распределения прибыли. Однако как только общество приобретает право собственности на имущество, внесенное в качестве вклада в уставный капитал (в оплату акций), отношения переходят в иную плоскость, появляется новый самостоятельный субъект права - юридическое лицо, и применительно к нему интерес участников приобретает опосредованный характер, когда они могут рассматриваться только лишь как конечные бенефициары от деятельности юридического лица.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Тычинская Е.В. Договор о реализации функций единоличного исполнительного органа. 2012
Количество показов: 1673