Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
--------------------------------
<1> См.: Егоров А.В. Понятие посредничества в гражданском праве. С. 151 - 152.
Стоит заметить, что соблюдение подобных правил директором компании является критерием оценки надлежащего исполнения им принятых на себя обязательств по управлению компанией, а их нарушение будет влечь за собой ответственность директора. Отечественный законодатель для этих же целей закрепил в отношении членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора), временного единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции), а равно управляющей организации или управляющего требование при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей действовать в интересах общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности добросовестно и разумно (п. 1 ст. 71 Закона об АО, ст. 44 Закона об ООО) <1>.
--------------------------------
<1> Данные вопросы заслуживают отдельного, детального рассмотрения, но в рамках настоящего параграфа мы не имеем возможности остановиться на них более подробно.
Наконец, мы не можем обойти вниманием вопрос о собственно фидуциарных сделках.
В современной отечественной литературе по гражданскому праву принято отождествлять лично-доверительные и фидуциарные сделки и говорить соответственно о лично-доверительном (фидуциарном) характере порождаемых ими правоотношений <1>. Однако категории лично-доверительных и фидуциарных сделок не совпадают по своему объему.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Учебник "Гражданское право: В 4 т. Обязательственное право" (том 3) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).
КонсультантПлюс: примечание.
Монография Л.Ю. Михеевой "Доверительное управление имуществом. Комментарий законодательства" включена в информационный банк.
<1> См., напр.: Гражданское право. В 4 т. Т. 3: Обязательственное право / Отв. ред. Е.А. Суханов. С. 27; Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т. 1 / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. С. 287; Михеева Л.Ю. Доверительное управление имуществом. С. 77.
Как писал известный русский дореволюционный юрист Ю.С. Гамбаров, "фидуциарные сделки суть такие, которые, сверх объявленных ими последствий, имеют целью произвести еще другие, уклоняющиеся от первых и остающиеся скрытыми для третьих лиц последствия" <1>. По свидетельству Ю.С. Гамбарова, фидуциарные сделки часто характеризуют как сделки, предоставляющие формально большее право (например, собственность) по сравнению с тем, которое имелось в виду предоставить в действительности (например, залог). Получается, что вовне, по отношению ко всем третьим лицам "фидуциар - полный хозяин всего, что им получено по фидуциарной сделке, как бы ограничивающей ее цели и вовсе не существовало <2>. Но во внутренних отношениях, то есть в отношениях с другой стороной по этой сделке, на него возлагается обязанность воздерживаться от любых действий, выходящих за пределы цели сделки, а в случае нарушения нести за подобные действия обязательственную ответственность. Поскольку гарантией против злоупотреблений со стороны фидуциара в отношении вверенного ему имущества служит исключительно то обязательственное правоотношение, которое существует между фидуциаром и его контрагентом, постольку, указывал Ю.С. Гамбаров, "само собой разумеется, что фидуциарные сделки могут основываться только на особом доверии лица, распоряжающегося своим имуществом для какой-либо не выраженной в сделке цели, к тому, кто принимает на себя исполнение этого распоряжения". Именно поэтому такого рода сделки "и не заключаются иначе, как с верой в то, что фидуциар воспользуется переданными ему юридическими полномочиями только в указанных ему границах и исключительно в интересе своего соконтрагента" <3>.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Тычинская Е.В. Договор о реализации функций единоличного исполнительного органа. 2012
Количество показов: 1814