Статья устанавливает ограничения, действующие в ходе наблюдения, а также закрепляет обязанности, возлагаемые на должника на период наблюдения. Ранее подобное регулирование, но как определяющее последствия введения наблюдения содержалось в ст. 58 Закона 1998 г. о банкротстве.
В пункте 1 статьи предусмотрено, что введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника от осуществления своих полномочий; указанные лица продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными п. п. 2 и 3 статьи. Прежде такая норма была закреплена в п. 1 ст. 58 Закона 1998 г. о банкротстве. Однако в отличие от названного Закона в комментируемом Законе содержится самостоятельная ст. 69, предусматривающая и регламентирующая возможность отстранения руководителя должника от должности.
Пункт 2 статьи определяет закрытый перечень сделок и нескольких взаимосвязанных сделок, которые органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме. Исключения составляют лишь случаи, прямо предусмотренные комментируемым Законом. Прежде такой перечень был определен в п. 2 ст. 58 Закона 1998 г. о банкротстве, и в нем также указывалось на сделки, связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или с распоряжением таким имуществом иным образом. Кроме того, в указанном пункте говорилось о сделках, связанных с распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов должника, в то время как в п. 2 комментируемой статьи речь идет о 5% балансовой стоимости активов на дату введения наблюдения.
При решении вопроса о квалификации в качестве текущих платежей требований, вытекающих из договоров поручительства, арбитражным судам в п. 6 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 63 предписано исходить из того, что обязательство поручителя отвечать перед кредитором другого лица за исполнение последним его обязательства (ст. 361 части первой ГК РФ) возникает с момента заключения договора поручительства. В соответствии с п. 1 ст. 66 Закона временный управляющий вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные п. 2 комментируемой статьи.
В пункте 3 статьи определен исчерпывающий перечень решений, которые органы управления должника принимать не вправе. Ранее такой перечень был определен в п. 3 ст. 58 Закона 1998 г. о банкротстве, но в нем не говорилось о решении о заключении договоров простого товарищества. Кроме того, предусматривалось, что с согласия временного управляющего органами управления должника может быть принято решение об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц.
Пункт 3.1 статьи определяет исчерпывающий перечень решений, которые не вправе принимать собственник имущества должника - унитарного предприятия. Данный пункт введен Законом 2008 г. N 296-ФЗ исходя из предусмотренных в ст. 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <1> правах собственника имущества унитарного предприятия. К названному Закону отсылали разъяснения о применении п. 3 комментируемой статьи, данные в п. 29 Постановления Пленума ВАС России от 15 декабря 2004 г. N 29.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.
В пункте 3.2 статьи, введенном тем же Законом 2008 г. N 296-ФЗ, закреплена обязанность руководителя должника не позднее 15 дней с даты утверждения временного управляющего предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения. Кроме того, закреплена обязанность руководителя должника ежемесячно информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника.
Пункт 4 статьи возлагает на руководителя должника обязанность обратиться к учредителям (участникам) должника с предложением провести общее собрание учредителей (участников) должника, к собственнику имущества должника - унитарного предприятия для рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций и иных предусмотренных комментируемым Законом вопросов. Данная обязанность, на которую Закон 1998 г. о банкротстве не указывал, подлежит исполнению в течение 10 дней с даты вынесения определения о введении наблюдения.
В пункте 5 статьи, содержащем нововведение комментируемого Закона, предусмотрено право должника осуществить увеличение своего уставного капитала путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных акций за счет дополнительных вкладов своих учредителей (участников) и третьих лиц в порядке, установленном федеральными законами и учредительными документами должника. При этом указано, что в данном случае государственная регистрация отчета об итогах выпуска дополнительных обыкновенных акций и изменений учредительных документов должника должна быть осуществлена до даты судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве. В соответствии с п. 3 ст. 39 Федерального закона "Об акционерных обществах" (в ред. Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ) <1> размещение акций посредством закрытой подписки осуществляется только по решению общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций, принятому большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом общества. Государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг регламентирована нормами ст. 20 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1; 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3423.
.
Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Постатейный), Москва: Деловой двор, 2012
Количество показов: 8218