Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Гражданский кодекс РФ четко разделяет управление в полном товариществе (ст. 71) и ведение дел полного товарищества (ст. 72). При этом под ведением дел товарищества в отечественной литературе предлагается понимать прежде всего внешние действия, совершаемые от имени и (или) в интересах товарищества его участниками, а деятельность по управлению товариществом в широком смысле рассматривать как участие товарищей в принятии решений по поводу предпринимательской деятельности товарищества (определение общих и приоритетных направлений деятельности, целесообразность заключения конкретных сделок с деловыми партнерами, распределение прибыли, кадровые вопросы и т.д.) <1>.
--------------------------------
<1> См.: Авилов Г.Е. Хозяйственные товарищества и общества в Гражданском кодексе России // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сборник памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А.Л. Маковский; Исследовательский центр частного права. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1998. С. 184 - 185.
В отношении единоличного исполнительного органа хозяйственного общества мы такой дифференциации не наблюдаем. ГК РФ содержит формулировку: "Исполнительный орган осуществляет текущее руководство деятельностью общества". Законы об АО и ООО воспроизводят данное положение <1>, и далее только в рамках детализации компетенции единоличного исполнительного органа указывается на то, что он без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества.
--------------------------------
<1> Хотя и не вполне точно: вместо текущего руководства деятельностью говорится о руководстве текущей деятельностью. Однако представляется, что обнаруживаемое смысловое различие в данном случае есть лишь следствие несовершенства законодательной техники и принципиального значения в регламентации рассматриваемых отношений не имеет.
Выше мы говорили о том, что в швейцарском праве компетенция административного совета акционерного общества четко делится на две сферы: с одной стороны, управление делами акционерного общества, а с другой - представительство общества перед третьими лицами.
Подобным образом поступает и германский законодатель. В частности, немецкий Закон об акционерных обществах содержит нормы о ведении дел правлением и о представительстве общества правлением в судебных и внесудебных делах (§ 77, 78 Закона об акционерных обществах <1>).
--------------------------------
<1> Здесь и далее используется текст закона, приведенный в кн.: Торговое уложение Германии. Закон об акционерных обществах. Закон об обществах с ограниченной ответственностью. Закон о производственных и хозяйственных кооперативах. М.: Волтерс Клувер, 2005 (серия "Германские и европейские законы". Кн. 2).
Коммерческий кодекс Франции 2000 г. <1>, вслед за французским Законом о торговых товариществах 1966 г., на смену которому он пришел, предполагает две возможные системы управления акционерным товариществом. Во-первых, акционерное товарищество может управляться административным советом, состоящим как минимум из трех членов, при этом администратором может быть назначено и юридическое лицо, которое обязано в таком случае определить своего постоянного представителя (ст. L.225-17, L.225-20). Однако каждый администратор должен иметь в собственности акции товарищества, количество которых определяется уставом (ст. L.225-25). Общее управление товариществом осуществляется либо председателем административного совета, либо другим физическим лицом, которое назначается административным советом и именуется генеральным директором. Когда общее управление товариществом осуществляется председателем административного совета, к нему применяются соответствующие правила кодекса, относящиеся к генеральному директору (ст. L.225-51-1). Генеральный директор наделен самыми широкими полномочиями действовать от имени товарищества при любых обстоятельствах. Он представляет товарищество в отношениях с третьими лицами (ст. L.225-56). Во-вторых, уставом любого акционерного товарищества может быть предусмотрено образование директората и наблюдательного совета (ст. L.225-57). В этом случае общество управляется директоратом, члены которого назначаются наблюдательным советом, и за одним из них закрепляется статус председателя. Полномочия директората могут осуществляться и одним лицом - единоличным генеральным директором. Под угрозой недействительности назначения члены директората или единоличный генеральный директор должны быть физическими лицами, но акционерами они могут и не быть (ст. L.225-59 Коммерческого кодекса Франции). Директорату предоставляются самые широкие полномочия действовать от имени товарищества при любых обстоятельствах (ст. L.225-64). Председатель директората или единоличный генеральный директор представляет товарищество в отношениях с третьими лицами. Однако уставом наблюдательному совету может быть предоставлено право наделять этими же представительскими полномочиями одного или нескольких других членов директората, которые в таком случае называются генеральными директорами (ст. L.225-66 Коммерческого кодекса Франции).
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Тычинская Е.В. Договор о реализации функций единоличного исполнительного органа. 2012
Количество показов: 1698