Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
<2> См.: Агеев А.Б. Указ. соч. С. 113.
На основе анализа приведенных норм можно сделать следующие выводы.
Во-первых, швейцарский законодатель четко разделяет функцию управления делами общества и функцию представительства общества перед третьими лицами.
Во-вторых, допускается делегирование полномочий как по управлению, так и по представительству третьим лицам (директорам), при этом закон не указывает на то, что это должны быть одни и те же лица. Также важно, что данные лица не являются представителями по доверенности. Их полномочия имеют другой источник происхождения, очевидно, являются более широкими по объему, и поэтому фиксируются иным образом.
В-третьих, даже одновременное делегирование обеих функций в полном объеме не приводит к упразднению административного совета. Напротив, к его исключительной компетенции относятся назначение и отзыв лиц, уполномоченных для управления и представительства, осуществление высшего надзора за лицами, уполномоченными управлять, "особенно для того, чтобы убедиться, что они соблюдают закон, устав, нормативные документы и выданные предписания", составление отчета по управлению и т.д. (ст. 716a ШОЗ).
При таких условиях статус лица, являющегося членом органа управления общества, действительно в значительной степени отличается от правового положения субъекта, которому только лишь делегированы полномочия по управлению делами общества и (или) его представительству.
Однако по российскому гражданскому праву такая дифференциация не представляется оправданной по следующим обстоятельствам.
Во-первых, и в качестве генерального директора, и в качестве управляющего может выступать как участник (акционер) данного общества, так и лицо, не являющееся таковым.
Во-вторых, и в том и в другом случае с данными лицами заключается договор <1>.
--------------------------------
<1> Определению природы этого договора и его характеристике посвящена следующая глава настоящей работы.
В-третьих, управляющий, реализующий полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица, призван выполнять ровно все те же функции, что и генеральный директор, как внутри организации, так и вовне, по отношению ко всем третьим лицам.
Наконец, в-четвертых, передача полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица управляющему исключает возможность назначения либо избрания на этот период времени генерального директора общества. То есть подобное "двоевластие" в соответствии с гражданским законодательством РФ недопустимо. При этом предварительное формирование единоличного исполнительного органа (избрание либо назначение определенного физического лица генеральным директором) не является условием передачи полномочий управляющей организации, то есть учредители хозяйственного общества могут сразу при его создании принять решение о том, что полномочия единоличного исполнительного органа данного юридического лица осуществляются конкретной коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем, и о заключении соответствующего договора. В некоторых случаях сам закон предписывает обязательную передачу полномочий управляющей организации. В частности, в ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" в числе требований, предъявляемых к ипотечным агентам, указано, что ипотечный агент не может иметь штат сотрудников, а полномочия единоличного исполнительного органа ипотечного агента должны быть переданы коммерческой организации. В такой ситуации особенно очевидной становится некорректность высказывания С.Д. Могилевского о том, что управляющая организация, не являясь органом, лишь играет эту роль, реализуя полномочия, полученные от органа этого юридического лица.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Тычинская Е.В. Договор о реализации функций единоличного исполнительного органа. 2012
Количество показов: 1683