Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
В советское время преобладающей стала точка зрения, в рамках которой разграничивались органы юридического лица и его представители.
В.А. Рясенцев в своей диссертации "Представительство в советском гражданском праве" писал, что для ответа на вопрос, является ли орган представителем, "нужно установить, есть ли орган самостоятельный субъект по отношению к юридическому лицу и третьим лицам, иначе может ли орган и юридическое лицо рассматриваться как два отдельных субъекта в гражданском обороте". По его мнению, вопрос сводится к возможности признания физического лица или группы таких лиц (единоличный или коллегиальный орган) не отдельной личностью (личностями), а "неотъемлемой частью некоего общественного единства" <1>. Отвечая на поставленный вопрос, В.А. Рясенцев отмечал следующее: "В Советском Союзе социалистическая собственность, как собственность народа... обусловливает создание производственных коллективов для приложения к ней общественного труда. Коллективы трудящихся... представляют собой качественно иное состояние по сравнению с отдельным гражданином... Это качественное различие находит свое выражение в законодательстве, наделяющем указанные коллективы особой правосубъектностью и создающим для них специальный правовой режим. Множество физических лиц в новом качественном состоянии образует некое единство, оформляемое как юридическое лицо..." И далее: "Коллектив, выступающий в гражданском обороте как самостоятельный субъект, должен... иметь свою волю. Ее творцом и носителем является орган. Воля органа аккумулирует волю членов коллектива, оформленного как юридическое лицо... Орган юридического лица как субъекта права есть неотделимая от него часть, не имеющая самостоятельного значения" <2>. Кроме того, в работе В.А. Рясенцева специально подчеркивается, что сами по себе, вне исполнения функций органа, руководители юридического лица - это обычные физические лица с общей правоспособностью и дееспособностью. Но как органы они уже есть нечто иное, принципиально отличное от физических лиц, "...неотъемлемые части юридического лица, без которых немыслимо его существование как субъекта гражданского права" <3>.
--------------------------------
<1> См.: Рясенцев В.А. Представительство и сделки в современном гражданском праве. М.: Статут, 2006. С. 173.
<2> Там же. С. 174 - 175.
<3> Там же. С. 175.
Как мы видим, В.А. Рясенцев отрицал представительский характер деятельности исполнительного органа юридического лица и описывал его как единственного, уникального в своем роде выразителя общей воли коллектива, частью которого он является. Однако при этом необходимо уточнить, что В.А. Рясенцев в своих рассуждениях исходил из теории коллектива, предложенной А.В. Бенедиктовым для объяснения сущности советского юридического лица. Согласно данной теории юридическое лицо является реально существующим социальным образованием, имеющим "людской субстрат" в виде коллектива его работников.
Другой выдающийся представитель цивилистической науки советского периода, Б.Б. Черепахин, определял органы юридического лица следующим образом: это лицо (гражданин) или группа лиц, образующих и (или) изъявляющих его волю в целом или в определенном частном направлении. При этом каждое юридическое лицо может иметь один или более органов, среди которых выделяется орган, возглавляющий юридическое лицо и представляющий его вовне. Он является носителем сделкоспособности юридического лица <1>. Кроме того, Б.Б. Черепахин предлагал различать представляющие и непредставляющие органы и именно органы, представляющие юридическое лицо вовне, сопоставлять с его представителями. При этом выступление органа юридического лица от имени руководимого им предприятия (учреждения, организации), по мнению данного автора, существенно отличается от деятельности представителя. В лице своих органов совершает правомерные юридические действия, в том числе сделки, само юридическое лицо. "Разумеется, в известном смысле, - писал Б.Б. Черепахин, - можно считать, что и орган представляет юридическое лицо, которое в его лице совершает правомерные юридические действия... Однако ни в коем случае нельзя сказать, что орган представительствует от имени юридического лица" <2>.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Тычинская Е.В. Договор о реализации функций единоличного исполнительного органа. 2012
Количество показов: 2599