Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
В цивилистической науке важное место занимает учение о юридическом лице как об одном из ключевых институтов гражданского права. При этом в самой теории юридического лица к числу центральных относится вопрос об органах юридического лица и их правовом статусе (или о признании за ними такового), поскольку в соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Как писал Д.И. Мейер, в юридическом быту "оказываются лица, по природе своей не способные к гражданской деятельности, - вот куда ведет признание личности за отвлеченными понятиями. Но юридический быт находит средство помочь этому недостатку". Средство состоит в том, что создается орган юридического лица, действия которого считаются действиями самого юридического лица <1>.
--------------------------------
<1> См.: Мейер Д.И. Русское гражданское право. В 2 ч. М.: Статут, 2003. С. 145 - 146.
Широта формулировки п. 1 ст. 53 ГК РФ способствует тому, что в современной отечественной цивилистике существуют различные, порой противоположные подходы к определению правовой природы органов юридического лица.
Так, согласно одному из них органы юридического лица составляют часть юридического лица и не являются самостоятельными субъектами права <1>. В рамках второго, напротив, утверждается идея о том, что органы юридического лица есть его представители, а также обсуждается вопрос о природе этого представительства и т.д. <2>.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Учебник "Гражданское право: В 4 т. Общая часть" (том 1) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).
<1> См., напр.: Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть / Отв. ред. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 240 (автор главы - Е.А. Суханов).
<2> Так, в частности, Г.В. Цепов пишет, что директор не является и не может являться частью общества, поскольку противостоит ему в отношении по наделению полномочиями действовать от имени и в интересах общества, и, следовательно, лицо, выполняющее функции директора, можно считать особым представителем общества, представителем в широком смысле (см.: Цепов Г.В. Акционерное общество: проблемы гражданско-правового регулирования: Автореф. дис. ... к.ю.н. СПб., 2004. С. 28).
Однако совершенно очевидно, что подходы эти возникли не сегодня. Соответствующие концепции в отечественном праве разрабатывались как дореволюционными авторами, так и учеными-юристами советского периода. В настоящем параграфе мы попытаемся проследить ход формирования и развития представлений о правовом статусе исполнительных органов юридического лица в российской науке гражданского права.
Г.Ф. Шершеневич в работе "Курс торгового права" отмечал, что поскольку акционерное товарищество представляет собой соединение значительного числа лиц, не имеющих никаких личных связей между собой, постольку эта масса нуждается в организации, которая бы сделала ее способной к выполнению основной задачи, сплотившей всех в товарищество. То есть нужны органы, при помощи которых акционерное товарищество как юридическое лицо могло бы осуществлять внутреннее управление и поддерживать внешние сношения. Такими органами являются общее собрание, правление и ревизионная комиссия. Однако если юридически на первом плане стоит общее собрание, выражающее волю товарищества и способное по своему усмотрению воздействовать на дела управления и даже изменять устав, то фактически первая роль принадлежит всегда правлению, которое, в сущности, ведет все дело акционерного предприятия <1>.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Тычинская Е.В. Договор о реализации функций единоличного исполнительного органа. 2012
Количество показов: 1906