Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Стремительное развитие экономических отношений в России в период 1990-х - 2000-х годов, становление отношений частной собственности и усложнение этих отношений неминуемо привели к развитию института хозяйственных обществ, составляющих в настоящее время по данным Федеральной налоговой службы 97% от числа коммерческих юридических лиц <1>. Однако в начале этого периода не только отсутствовала необходимая нормативно-правовая основа деятельности хозяйственных обществ, но и не существовало ясного понимания этой конструкции, свидетельством чему служит небезызвестный Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Множество вопросов хозяйственной деятельности обществ - несостоятельность общества, отношения между его участниками, управление в обществе и другие - получали законодательное урегулирование, построенное подчас на спонтанном, интуитивном видении отношений в обществе.
--------------------------------
<1> Данные по состоянию на 1 июня 2011 г. приводятся на сайте ФНС России (http:// www.nalog.ru/ gosreg/ reg_ul/ reg_ur_lic/).
В результате становление права хозяйственных обществ, занявшее в России двадцать лет, связано со значительным числом зачастую противоположных законодательных решений, с заимствованием и переработкой зарубежного опыта, наконец с отработкой конструкций, что называется, "на ходу".
Вопросы корпоративного управления за эти двадцать лет тоже претерпели значительные изменения. В ГК РФ, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) и Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) соответствующие изменения вносились по меньшей мере 13 раз.
Между тем, к сожалению, сам подход к природе правоотношений с участием единоличного исполнительного органа хозяйственного общества не изменился, сохранив некоторый налет архаичности. Применительно к возникновению статуса органа хозяйственного общества в законе используются термины "избирается", "назначается", будто бы игнорирующие тот факт, что для возникновения правоотношения необходима воля лица, реализующего функции органа. На протяжении десятилетий в законодательстве и в науке принято рассматривать договор, заключаемый с физическим лицом, реализующим функции единоличного исполнительного органа, как трудовой. Даже в проекте Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части привлечения к ответственности членов органов управления хозяйственных обществ", претендующего на роль реформаторского акта, сохраняются и терминология, и некоторые концептуальные положения, будто бы шагнувшие в XXI век из Закона СССР от 30 июня 1987 г. "О государственном предприятии (объединении)".
Практика применения положений гражданского законодательства о хозяйственных обществах в настоящее время отчетливо демонстрирует недостатки доктрины корпоративного управления. Устойчивое представление об органах юридического лица как о некоей его части, о структурном элементе препятствует познанию истинной сущности отношений, складывающихся с участием лиц, составляющих эти органы. Помимо противоречивых подходов к разрешению споров с участием таких лиц это повлекло за собой возникновение научных воззрений, обосновывающих существование так называемых корпоративных правоотношений, лежащих за рамками гражданско-правового регулирования.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Тычинская Е.В. Договор о реализации функций единоличного исполнительного органа. 2012
Количество показов: 1663