Оглавление Следующая страница
Тычинская Елена Владиславовна, магистр частного права, кандидат юридических наук. В настоящее время работает в адвокатском бюро "Иванян и партнеры" и является консультантом Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации.
Под редакцией доктора юридических наук, профессора Л.Ю. МИХЕЕВОЙ
Рецензент: Егоров Андрей Владимирович, канд. юрид. наук, заместитель руководителя аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ.
Монография Е.В. Тычинской подготовлена на актуальную тему. Одним из ее ключевых мест является вопрос о правовой природе полномочий единоличного исполнительного органа. Данный вопрос автор начинает предметно разбирать с первой же страницы, не тратя время и место на какие-то абстрактные и отвлеченные от предмета исследования рассуждения, столь характерные для прочих современных авторов.
Е.В. Тычинская верно описывает основные позиции, представленные по данному вопросу, и выбирает одну из них, которая нам также представляется наиболее обоснованной. Но, возможно, еще большая заслуга молодого ученого состоит в том, что она проводит параллели между подходами к определению сущности юридического лица и подходами к природе единоличного исполнительного органа. Из работы следует, что сторонники теории юридического лица как фикции охотно усматривают представительский характер в деятельности директора, а сторонники органической теории или теории коллектива - признаки органа юридического лица, не тождественного представителю. Особенно заметна указанная взаимосвязь на примере того, что какую линию основные сторонники теории правовой природы директора как органа юридического лица проводили в советский период развития отечественного гражданского права, когда теория фикции однозначно отступила на второй план, была заклеймена как буржуазная и чуждая трудящимся массам. Поскольку господство теории коллектива было предопределено, по-видимому, общественным строем, сложившимся после октября 1917 г., конечно, ни о какой фикции применительно к юридическому лицу рассуждать было нельзя.
А значит, вектор, заданный лучшими дореволюционными авторами - Г.Ф. Шершеневичем, Д.И. Мейером, Е.В. Васьковским, П.П. Цитовичем, сменился. Работы В.А. Рясенцева, С.Н. Братуся, Б.Б. Черепахина исходят из другого взгляда, по-видимому, единственно возможного в то время.
Не менее важно и верно подмечено Е.В. Тычинской, что подходы к природе юридического лица уже давно сменились (примерно в одно время со сменой общественно-политического строя), но концепция директора-органа как бы "оторвалась" от своих корней и рассматривается как самодостаточная.
Очень интересные цитаты подобраны в работе Е.В. Тычинской, выверенные и точные. В особенности произвела впечатление вставленная к месту цитата Г.Ф. Шершеневича, в которой он сетует на скорость, с которой российская наука перенимает западные идеи, иногда без критического их осмысления (с. 20). Как известно, Россия - страна крайностей, и сегодня, по-видимому, одна крайность (о которой писал Г.Ф. Шершеневич) сменилась другой - кромешным незнанием или огульным отрицанием западного опыта. Вместе с тем если бы упрек Г.Ф. Шершеневича в адрес российской науки был бы справедлив и сегодня, ни о какой теории директора как органа юридического лица никто бы не вспомнил. Западная доктрина переболела этой болезнью к 20-м годам XX в. На сегодня все учебники Германии, Австрии, Швейцарии называют директора законным представителем юридического лица. Иногда при этом делаются оговорки сродни той, что сделала Е.В. Тычинская: для целей корпоративных отношений директор это орган, а для целей заключения сделок - представитель. Осмелимся предположить, что сходным образом ситуация складывается в иных основополагающих правопорядках Европы - Нидерландах, Италии, Испании, Франции.
Оглавление Следующая страница
Тычинская Е.В. Договор о реализации функций единоличного исполнительного органа. 2012
Количество показов: 1836