Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
В тех случаях, когда признание иностранного банкротства может привести к результатам, не совместимым с базовыми принципами правовой, экономической, социальной и политической системы признающего государства, нарушая гармонию всей системы, действует оговорка о публичном порядке. Она призвана защищать неотъемлемые права и гарантии прав должника и (или) кредиторов, такие как право быть выслушанным, право участвовать в процессе, право на получение извещения, гарантия недискриминации и другие права, играющие важную роль в делах о банкротстве, требующих участия должника и всех (или большинства) его кредиторов.
Ввиду следования принципу универсальности основной тенденцией в области признания иностранных банкротств является стремление к сокращению оснований отказа в таком признании. На сегодняшний день публичный порядок является единственным ограничением признания иностранных банкротств согласно всем международным актам, посвященным регулированию трансграничной несостоятельности. При этом для действия этой оговорки определяется высокий порог - явность противоречия публичному порядку (например, нарушение прав должника, кредиторов и (или) иных участников процесса на участие в деле о банкротстве или дискриминации, преференции и иные действия, нарушающие принцип равенства кредиторов). Нарушением публичного порядка не считаются простые несовпадения или противоречия в регулировании вопросов несостоятельности в признающем и запрашивающем государстве (например, банкротство физических лиц).
Также в настоящем издании были рассмотрены и классифицированы правовые режимы признания иностранных банкротств. При этом режимом признания иностранных банкротств является совокупность норм, установленных государством применительно к признанию иностранных банкротств. Их можно классифицировать по двум критериям: 1) модель правового регулирования отношений, связанных с трансграничной несостоятельностью, принятая за основу при моделировании режима признания иностранных банкротств; 2) необходимость проведения специальных процедур признания. В зависимости от первого критерия выделяются (а) режим конвенциональной экзекватуры, который не допускает признания, и (б) режимы, допускающие признание. Последние делятся на два вида в зависимости от необходимости проведения специальных процедур: 1) режим признания иностранных банкротств, требующий проведения специальных процедур; 2) режим автоматического признания. Отмечается, что в международном правопорядке преобладает тенденция упрощения и исключения формальных процедур признания и установления режима автоматического признания. Кроме того, из всех известных режимов наилучшим образом существу регулируемых отношений отвечает именно режим автоматического признания, который предусмотрен практически всеми существующими международными актами, регулирующими отношения, связанные с трансграничной несостоятельностью. Он имеет две сущностные черты: 1) распространение действия иностранных судебных актов, вынесенных по делам о банкротстве, на территории других государств без проведения специальных судебных или иных формальных процедур признания (признание ipso jure); 2) введение моратория на индивидуальные действия должника и кредиторов, как и при проведении ретроактивных процедур признания. То есть названный режим берет все лучшее от режима признания иностранных банкротств, требующего проведения специальных процедур, допуская введение моратория, но отказывается при этом от проведения самих процедур признания. Вместе с тем автоматическое признание не означает, что иностранные банкротства признаются на безусловной основе. Определенный заслон из необходимого минимума требований всегда остается, не допуская проникновения в правопорядок несправедливых и незаконных актов иностранной юстиции. При таком режиме акты иностранного суда принимаются во внимание и проверяются на соответствие необходимым условиям в каждом конкретном случае тем органом или должностным лицом, которые сталкиваются с необходимостью учета открытия иностранного банкротства или содержания иностранного судебного акта, вынесенного в деле о банкротстве, в силу самого факта или в силу обращения к ним иностранного управляющего в деле о банкротстве, кредиторов или должника. Кроме того, проведение судебной или иной формальной процедуры в некоторых случаях все-таки требуется (например, при наличии возражений со стороны кредиторов, иных заинтересованных лиц или при необходимости принудительного исполнения). Наконец, режим автоматического признания может содержать компенсационные механизмы для случаев неблагоприятных имущественных последствий, которые может повлечь признание иностранных банкротств (например, встречное обеспечение под гарантию возмещения убытков кредиторов должника в случае принудительного исполнения такого акта; возмещение убытков или компенсация и др.). Таким образом, режим автоматического признания представляет собой сбалансированный инструмент, который позволяет избавиться от недостатков проведения процедур признания по каждому случаю и одновременно дает возможность проведения таких процедур при объективной необходимости. Однако стоит признать, что заимствование такого правового режима признания иностранных банкротств в России может породить жестокие споры в силу того, что исторически российский режим признания иностранных банкротств является более закрытым.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Собина Л.Ю. Признание иностранных банкротств в международном частном праве, 2012
Количество показов: 1362