Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Регулирование вопросов трансграничной несостоятельности в Бельгии осуществляется в первую очередь в соответствии с положениями Регламента ЕС N 1346/2000. То есть банкротные процедуры, возбужденные в странах - членах ЕС, признаются на территории Бельгии немедленно и автоматически. Также Бельгия заключила значительное число многосторонних и двусторонних соглашений, посвященных вопросам несостоятельности или содержащих отдельные положения о признании иностранных процедур несостоятельности. Большинство из них предусматривает автоматическое признание решений по делам о банкротстве, вынесенных в Договаривающихся государствах. Однако подписанные Бельгией конвенции по вопросам банкротства, а также по вопросам признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений по гражданским и коммерческим делам, распространяющие свое действие на решения по делам о банкротстве, утратили свою актуальность в вопросах признания иностранных банкротств в связи с принятием Регламента ЕС N 1346/2000 <1> либо не вступили в силу <2>.
--------------------------------
<1> Согласно ст. 44 (a, b, c, i) Регламента ЕС N 1346/2000 договоры (конвенции) с Францией, Австрией, Нидерландами и Соединенным Королевством заменены положениями Регламента.
<2> До сих пор не вступила в силу Стамбульская конвенция (Европейская конвенция о некоторых международных аспектах банкротства 1990 г.). Для ее вступления в силу требуется ратификация трех стран. На настоящий момент она ратифицирована только Кипром. Но между странами - членами ЕС эта же Конвенция была заменена Регламентом ЕС N 1346/2000. Не вступило в силу и другое соглашение - Европейский договор по вопросам процедур банкротства (European Treaty Relating to Insolvency Proceedings), подписанный в Брюсселе 23 ноября 1995 г.
Если оказываются неприменимыми нормы международных договоров, применяются нормы национального права. Бельгийский процессуальный кодекс предусматривает автоматическое признание. Это объясняется тем, что в Бельгии действует принцип универсальности, который распространяется на производства по делам о банкротстве, открытые в домицилии должника или по месту инкорпорации юридического лица <1>. Этот принцип был принят за основу уже 150 лет назад благодаря решениям Верховного Суда Бельгии (Cour de Cassation).
--------------------------------
<1> Cooper N., Yarvis R. Recognition and Enforcement of Cross-Border Insolvency // Commercial Law Series. 2003. P. 64.
Бельгия придерживается идеи "один должник - один суд". Пожалуй, Бельгия - одна из немногих стран, которая использует этот принцип в чистом виде, не примешивая в него принцип территориализма. Однако на практике универсальность имеет ограниченное действие: применяется только к тем странам, которые также придерживаются этого принципа <1>. Поскольку таких стран крайне мало, в Бельгии возможно признание не всех иностранных банкротств. Судебные акты по делам о банкротстве, вынесенные в государствах с такими юрисдикциями, признаются в Бельгии автоматически <2>.
--------------------------------
<1> См.: решение от 26.09.1991. Cassation, Pas. 1992, I, 49; T.B.H. 1992, 360.
<2> Cooper N., Yarvis R. Op. cit. P. 66.
Для признания иностранных судебных актов, вынесенных по делам о банкротстве в иных странах, в Бельгии действует правило признания de plano, т.е. без судебной процедуры, но при соблюдении требований Процессуального кодекса Бельгии (ст. 570) <1>. Как результат, с момента открытия основного иностранного банкротного производства на действия должника и кредиторов по отношению к имуществу, находящемуся в Бельгии, налагается мораторий, а иностранный управляющий по делу о банкротстве может осуществлять все свои полномочия, которыми его наделяет иностранное право. Однако когда реализация полномочий иностранного управляющего требует принудительного исполнения или его полномочия оспариваются, требуется обращение в Коммерческий суд Бельгии за формальным признанием (ст. 22 § 1, ст. 121 § 1 Кодекса международного частного права Бельгии). Признанное решение иностранного суда по делу о банкротстве имеет те же последствия и наделяет иностранного управляющего по делу о банкротстве теми же полномочиями, как если бы оно было вынесено на территории самой Бельгии.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Собина Л.Ю. Признание иностранных банкротств в международном частном праве, 2012
Количество показов: 1831