Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Поскольку канадская правовая система основана на традиции общего права, подходы к признанию иностранных банкротств здесь базируются на английском праве, рассмотренном выше. Исключение составляет лишь право провинции Квебек, которое основано на романской правовой традиции, т.е. на французском гражданском праве.
Общий подход канадских судов к сотрудничеству с иностранными судами и признанию иностранных банкротств, как и в Англии, основан на универсализме. Он отражен в деле Olympia & York Developments Ltd. v. Royal Trust Co: "Суды различных юрисдикций должны сотрудничать друг с другом для способствования разрешению подобных трансграничных дел в той мере, в какой это соответствует основным принципам права этих юрисдикций" <1>.
--------------------------------
<1> In Re Olympia & York Developments Ltd. v. Royal Trust Co (1993) 20 CBR (3d) 165.
Ранее специальные положения о признании иностранных судебных актов, вынесенных по делам о банкротстве, в Законе о банкротстве и несостоятельности (BIA) и Законе об урегулировании долгов с кредиторами компаний (CCAA) отсутствовали <1>. Поэтому канадские суды применяли общие правила признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений о взыскании денежных сумм (foreign-money judgments) <2> в соответствии с Законом о взаимном исполнении решений <3>. Именно этот Закон применяли провинции Альберта, Британская Колумбия, Манитоба, Ньюфаундленд, Новая Шотландия, острова принца Эдварда и Юкон. При этом каждая из этих провинций исходила из принципа ограниченной взаимности (limited reciprocity) в признании судебных решений, вынесенных за пределами Канады. Остальные провинции применяли этот акт, но только в отношении решений, вынесенных на территории Канады.
--------------------------------
<1> Bankruptcy and Insolvency Act 1985 (BIA), Companies Creditors Arrangements Act 1985 (CCAA). Оба закона действуют во всех канадских провинциях.
<2> Cooper N., Yarvis R. Recognition and Enforcement of Cross-Border Insolvency // Commercial Law Series. 1996. P. 15 - 18.
<3> Reciprocal Enforcement of Judgments Act 1967.
С 1997 г. в Закон о банкротстве и несостоятельности и Закон об урегулировании долгов с кредиторами компаний были добавлены положения о трансграничной несостоятельности. В 2005 г. Билль C-55 заменил положения, содержащиеся в разд. 18.6 Закона об урегулировании долгов с кредиторами компаний (CCAA) и ч. XIII Закона о банкротстве и несостоятельности (BIA), положениями, основанными на принципах и идеях Типового закона ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности <1>. Однако поскольку Типовой закон обладает рекомендательной силой и государства, принимающие законодательство, основанное на нем, могут отступать от его текста, положения Типового закона были настолько изменены при имплементации в канадское право, что на официальном уровне не считается, что в Канаде принято законодательство, основанное на Типовом законе. Например, несмотря на то что канадский законодатель ставил своей целью способствование признанию иностранных банкротств, некоторые положения Типового закона, нацеленные на это, были попросту опущены канадским законодателем <2>, в том числе положения о том, что в период с момента подачи ходатайства о признании и до принятия решения по этому ходатайству суд может по просьбе иностранного представителя, если судебная помощь срочно необходима для защиты активов должника или интересов кредиторов, предоставить судебную помощь временного характера (ст. 19 Типового закона), или о том, что после признания иностранного производства иностранный представитель обладает процессуальной правоспособностью ходатайствовать о принятии мер, направленных на признание недействительными действий, наносящих ущерб кредиторам (ст. 23(1) Типового закона). Кроме того, в некоторых случаях новые положения канадского Закона (C-55) напрямую противоречат Типовому закону. Например, положения CCAA не позволяют признавать иностранные процедуры, которые ведут к ликвидации <3>, в то время как корреспондирующие положения BIA это позволяют. К тому же новые нормы не разрешают признание основного иностранного производства, если в Канаде уже возбужден процесс по BIA или CCAA. В таком случае решение канадского суда о признании не будет иметь силы. Учитывая это, в настоящий момент можно говорить лишь о заимствовании общих подходов Типового закона, но не о том, что Канада приняла законодательство, основанное на Типовом законе, так как оно значительно отличается от последнего.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Собина Л.Ю. Признание иностранных банкротств в международном частном праве, 2012
Количество показов: 1670