Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
<2> Термин "фискальный" в данном случае означает "направленный на взимание в доход государства".
<3> In Re Dulaney v. Merry and Sons (1901) 1 K.B. 536. В настоящем деле Мэрри передала имущество по акту трасти (управляющему в деле о банкротстве), что в соответствии с правом домицилия (Мэриленд) было законно. И трасти обратился в суд Мэриленда за подтверждением его полномочий. Английский судья Ченнел признал сам акт, по которому такое имущество было передано, несмотря на последующее вмешательство суда: "...было доказано, что акт является правомерным с точки зрения права Мэриленда и, значит, трасти может на законных основаниях распоряжаться этим имуществом, а также доказано, что этим полномочием его наделяет акт сторон, а не суд..."
В английском международном частном праве укоренилась доктрина, в соответствии с которой в признании иностранного банкротства должно быть отказано, если иностранное право или его применение нарушают публичный порядок Англии (public policy) <1>. То есть в признании иностранного банкротства будет отказано, если исполнение иностранного акта, вынесенного в деле о банкротстве, приведет к явным нарушениям базовых принципов морали и права Англии <2>. К примерам такого нарушения относятся явные нарушения прав кредиторов. Но в признании не может быть отказано только на основании того, что иностранное право сильно отличается от английского <3> или иностранный суд неправильно понял конкурсное право Англии <4>. Доктрина публичного порядка применяется только в исключительных случаях: она рассматривается в крайнем случае и только для предотвращения недопустимых нарушений права и справедливости <5>.
--------------------------------
<1> В деле Debtor, ex p. Viscount of Royal Court of Jersey судья Гоулдинг решил, что английский суд не должен помогать иностранному суду в проведении банкротных процедур, "которые нарушают какие-либо основополагающие принципы английского публичного порядка" (in Re Debtor, ex p. Viscount of Royal Court of Jersey (1981). Ch. 384 at 402).
<2> Smart P. Cross-Border Insolvency. 2nd ed. 1997. P. 187.
<3> In Re ITT (1975) 58 D.L.R. (3d) 55; in Re Baden, Delvaux andLecuit v. Societe Generale pour Favoriser le Developpement du Commerce et de l'Industrie en France S.A. (1983) B.C.L.C. 325.
<4> In Re Ellis v. M. Henry (1871) L.R. 6 C. P. 228 (решение канадского суда было признано несмотря на то, что этот суд неправильно применил английский Акт о банкротствах 1961).
<5> Smart P. Cross-Border Insolvency. 2nd ed. 1997. P. 188.
Кроме того, основаниями отказа в признании иностранных банкротств являются недобросовестность (fraud) и нарушение принципа естественной справедливости (natural justice), выявленные в иностранном процессе по делу о банкротстве. Так, английский суд отказывает в приведении в исполнение акта иностранного суда в деле о банкротстве, если оно было получено в результате обмана, мошенничества или недобросовестного поведения сторон. Недобросовестность, как правило, означает грубые нарушения со стороны должника или кредиторов, бесчестное или пристрастное поведение. Например, в деле Henry Hooman <1> должник, ведущий бизнес в Нью-Йорке, передал трасти практически все свое имущество для оплаты долгов перед двумя кредиторами (американским и английским), а оставшееся имущество предполагал поделить между оставшимися кредиторами. В действительности имущества должника хватило бы лишь на полную оплату долга американскому кредитору и частичную оплату - английскому кредитору. Английский суд отказался привести в исполнение этот акт: хотя такое распоряжение должника было законным по праву штата Нью-Йорк, суд вполне правомерно посчитал его недобросовестным предпочтением одних кредиторов другим (fraudulent preference), иначе говоря, нарушением принципа равенства кредиторов.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Собина Л.Ю. Признание иностранных банкротств в международном частном праве, 2012
Количество показов: 1311