Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Однако, как представляется, проведение судебной или иной формальной процедуры в некоторых случаях все же требуется. Например, при наличии возражений со стороны кредиторов должника, иных заинтересованных лиц они должны иметь право оспорить действие акта на территории признавшего его государства. Вторым случаем является необходимость принудительного исполнения. В обоих случаях вопрос о признании может стать предметом рассмотрения в суде с вынесением самостоятельного акта о признании или выдачей исполнительного листа. Иностранные правопорядки, использующие режим автоматического признания иностранных банкротств, подтверждают эту идею. Например, по праву Германии автоматическое признание иностранного судебного решения по делу о банкротстве не ведет к автоматическому приведению его в исполнение. Для этого требуется решение немецкого суда. И только после вынесения такого решения иностранный управляющий обладает правом на принудительное исполнение мер, предусмотренных иностранным судебным решением по делу о банкротстве (§ 353 Положения о несостоятельности Германии). Также в Бельгии, где иностранные решения по делам о банкротстве, вынесенные в иных юрисдикциях, признаются de plano (без судебной процедуры) <1>, при оспаривании полномочий иностранного управляющего по делу о банкротстве или в случае, когда для их реализации требуется принудительное исполнение, установлено правило об обязательном обращении в коммерческий суд, с тем чтобы тот признал иностранное банкротство (ст. 22 § 1, ст. 121 § 1 Кодекса международного частного права Бельгии).
--------------------------------
<1> Dirix E., Sagaert V. Cross-Border Insolvency in Belgian Private International Law // Int. Insolv. Rev. Vol. 15: 57 - 69 (2006). P. 57 - 69.
Действительно, автоматическое признание не должно означать автоматического исполнения актов иностранной юстиции, вынесенных по делам о банкротстве. Оно лишь означает придание этому акту правового значения на территории признающего государства. В данном случае придание такого правового значения иностранному банкротству производится не на основании вынесения конституирующего акта суда, а ipso jure, т.е. в силу международного договора или акта, вводящего режим автоматического признания на территориях Договаривающихся государств или государств, входящих в интеграционное объединение. Однако если акт требует принудительного исполнения, то это возможно только на основании выдачи исполнительного листа судом признающего государства, что с необходимостью требует проведения отдельного процесса.
Кроме того, признание иностранных банкротств (особенно автоматическое) ограничивает как кредиторов государства, признавшего последствия возбуждения, ведения и окончания дела о банкротстве, так и иностранных кредиторов. По признании иностранного банкротства в одном государстве наступают те же последствия, что наступили или наступили бы в том государстве, где был вынесен акт иностранного суда по делу о банкротстве (как правило, в виде моратория на индивидуальные действия кредиторов, который означает невозможность получения удовлетворения за счет имущества должника, а также приостановление производств по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств, исполнительных производств по имущественным взысканиям и т.д.). В силу этого признание иностранных банкротств может повлечь неблагоприятные имущественные последствия для кредиторов должника в случае, если произошло признание акта, который был впоследствии отменен, или акта, противоречащего публичному порядку признающего государства. Поэтому в целях гарантии возмещения возможных убытков кредиторов суд признающего государства должен наделяться полномочиями требовать от лица, предъявляющего акт иностранного суда в суд признающего государства для его принудительного исполнения, предоставить встречное обеспечение, например, в виде внесения денежных средств на депозитный счет суда, предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения. Кроме того, как было отмечено выше, при режиме автоматического признания любой компетентный орган государства - члена международного договора или интеграционного объединения, принявшего акт наднационального регулирования в области регулирования отношений, связанных с трансграничной несостоятельностью, или в которое обращаются иностранный управляющий в деле о банкротстве, иностранный кредитор или должник, может столкнуться с необходимостью учета открытия иностранной процедуры банкротства или содержания иностранного судебного акта, вынесенного в деле о банкротстве. Поэтому такие органы должны наделяться полномочиями как по оспариванию признания актов иностранной юстиции, вынесенных по делам о банкротстве, так и по обращению в суды признающего государства с требованием обязать лицо, предъявляющее акт иностранного суда в компетентный орган, предоставить встречное обеспечение как гарантию возмещения убытков кредиторов должника в случае принудительного исполнения такого акта.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Собина Л.Ю. Признание иностранных банкротств в международном частном праве, 2012
Количество показов: 1409