Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Подынститут признания иностранных банкротств развивался в разных правопорядках на различной культурно-исторической почве, поэтому не исключены случаи, когда признание иностранных банкротств может привести к результатам, несовместимым с основными принципами правовой, экономической, социальной и политической систем признающего государства, "нарушив гармонию всей системы" <1>. Для предотвращения этого необходим некий фильтр, не допускающий подобных негативных эффектов на территорию признающего государства. В международном частном праве таким "уникальным ограничительным механизмом" <2> является оговорка о публичном порядке. Из-за достаточной степени абстрактности понятия "публичный порядок" наука не обладает общепринятым определением данного термина. В международном частном праве отмечается, что публичный порядок отражает "законы, сохранение которых необходимо в материальных или моральных интересах общества" <3>, "основные принципы морали" <4>, "принципы, лежащие в основе построения всей социальной структуры общества" <5>, "законы, которые изданы для удовлетворения общего экономического, нравственного, религиозного интереса, или законы, устанавливающие фундаментальные основы, на которых зиждется организация общества" <6>.
--------------------------------
<1> Rabel E. The Conflict of Laws. Vol. 2. Chicago, 1947. P. 557.
<2> Богатина Ю.Г. Оговорка о публичном порядке в международном частном праве: теоретические проблемы и современная практика. М., 2010. С. 4.
<3> Гойхбарг А.Г. Международное право. М., 1928. С. 45.
<4> Fadlauah I. L'ordre Ppublic Dans les Sentences Arbitrates. Paris, 1996. P. 408 - 417.
<5> Lewi W. The International Ordre Public // Revue de Droit International Prive. 1994. N 1. P. 58.
<6> Брун М.И. Публичный порядок в международном частном праве. Пг., 1916. С. 22, 23.
Как замечает Ю.Г. Богатина, доктрина в качестве общего критерия противоречия ordre public называет "пагубность и вредность", противоречие нравственным принципам, аморальность <1>. Судьи определяют ordre public как "некоторые фундаментальные принципы правосудия, превалирующую концепцию добрых нравов, с глубокими корнями традиций государства" <2>. Этот же автор указывает также, что Верховный суд Калифорнии при вынесении решений ссылается на "принятые в государстве стандарты морали и общий интерес (общую заинтересованность) граждан", а Суд Нью-Йорка считает, что public policy можно определить исходя из социальных и нравственных критериев сообщества <3>.
--------------------------------
<1> Вольф М. Международное частное право / Пер. с англ. С.М. Рапопорт; Под ред. и с предисл. Л.А. Лунца // М.: Госиздат иностр. лит., 1948. С. 202.
<2> Lewi W. The International Ordre Public // Revue de Droit International Prive. 1994. N 1. P. 54.
<3> Ibidem.
Российская судебная практика не раз обращалась к концепции публичного порядка. Верховный Суд Российской Федерации считает, что под публичным порядком Российской Федерации понимаются "основы общественного строя Российского государства. Оговорка о публичном порядке возможна лишь в тех отдельных случаях, когда применение иностранного закона могло бы породить результат, недопустимый с точки зрения российского правосознания" <1>. Верховный Суд РФ также указал, что, "понимая под публичным порядком основные принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации и законах Российской Федерации, следует учитывать, что в соответствии с российским законодательством иностранные и российские лица уравнены в гражданских правах и обязанностях" <2>.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Собина Л.Ю. Признание иностранных банкротств в международном частном праве, 2012
Количество показов: 1644