Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Похожего подхода в вопросе определения критериев производства по делу о банкротстве придерживается и Регламент ЕС "О процедурах несостоятельности" N 1346/2000. В Преамбуле Регламента подчеркивается, что производства по делам о несостоятельности необязательно должны быть связаны с вмешательством суда. Понятие "суд" в Регламенте подлежит широкому толкованию и должно охватывать любое лицо или орган, которые согласно праву отдельного государства управомочены на возбуждение производства по делу о несостоятельности. Причем для применения Регламента речь должна идти о всеобщем производстве, которое влечет арест всего либо части имущества должника, а также назначение управляющего (ст. 1(1) Регламента). Кроме того, указывается, что Регламент действует в отношении всех производств по делам о банкротстве независимо от того, идет речь о физическом или юридическом лице, предпринимателе или частном лице. Ликвидационным же признается такое производство, которое влечет распродажу имущества должника, в том числе когда такое производство завершается заключением мирового соглашения.
Одним из плюсов Регламента ЕС N 1346/2000 является то, что помимо абстрактного объяснения признаков иностранного производства по делу о банкротстве Приложение "А" к Регламенту перечисляет процедуры, которые считаются банкротными по смыслу Регламента и в отношении которых допускается признание. Такой способ весьма удобен и обладает большой степенью правовой определенности, однако его использование возможно только на основе международного договора или акта наднационального регулирования, в котором могли бы быть перечислены процедуры, которые могут быть возбуждены в странах - членах конвенции (договора, соглашения и т.д.) или странах - членах наднационального интеграционного объединения (например, в рамках Европейского союза). В условиях же когда вопросы трансграничной несостоятельности регулируются национальным актом, перечисление всех возможных производств по делу о банкротстве, которые могут быть возбуждены во всех странах мира, очевидно, невозможно.
Еще один инструмент в области регулирования отношений, связанных с трансграничной несостоятельностью, - Унифицированный акт ОХАДА "Об организации коллективных процедур ликвидации" 1998 г. также распространяет свое действие на коллективные процедуры по урегулированию долга и (или) ликвидации имущества в целях распределения этого имущества между кредиторами, применяемые по отношению к должнику - как физическому, так и юридическому лицу (ст. ст. 1 и 2).
Таким образом, для целей признания важно, чтобы иностранное производство по делу о банкротстве соответствовало стандартам признающего государства, предусматриваемым в отношении подобных производств. Как правило, иностранным производством по делу о банкротстве будет являться коллективное судебное или административное производство, которое возбуждается судом или иным компетентным органом иностранного государства в соответствии с законодательным актом о несостоятельности (банкротстве) и сопровождается контролем активов и деловых операций должника в целях его реорганизации или ликвидации и назначением управляющего в деле о несостоятельности (банкротстве).
Второй критерий признания банкротства в качестве основного или неосновного - международная юрисдикция иностранного суда по делу о банкротстве. Как отмечалось ранее, в сфере трансграничных банкротств выделяют разные типы производств: единое, параллельное, основное, вторичное, дополнительное и вспомогательное. Характер производства зависит от применяемой модели правового регулирования отношений, связанных с трансграничной несостоятельностью (территориализм или универсализм), и используемых юрисдикционных критериев.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Собина Л.Ю. Признание иностранных банкротств в международном частном праве, 2012
Количество показов: 1466