Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
--------------------------------
<1> Shmitthoff C.M. The English Conflict of Laws. L., 1954. P. 459.
<2> Лунц Л.А. Курс международного частного права. М., 2002. С. 900; Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. М., 2005. С. 531.
<3> Шак Х. Указ. соч. С. 426.
Осознание несправедливости возложения бремени непризнания иностранного судебного акта на частных лиц наводит на мысль о том, что признание и приведение в исполнение иностранных судебных актов не только не посягают на государственный суверенитет, но, напротив, неразрывно связаны с выполнением государством его функций в социальной и экономической сферах, а также охранных функций по защите прав и законных интересов лиц и различных форм собственности. "Признавая иностранное судебное решение, - писал Р.В. Зайцев, - государство не столько умаляет собственный суверенитет, сколько выполняет свои функции по защите правопорядка, прав и свобод лиц, находящихся на его территории" <1>.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Монография Р.В. Зайцева "Признание и приведение в исполнение в России иностранных судебных актов" (под ред. В.В. Яркова) включена в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2007.
<1> Зайцев Р.В. Признание и приведение в исполнение в России иностранных судебных актов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 11.
Сказанное справедливо и в отношении института трансграничной несостоятельности. В случае реализации на практике идей универсализма, описанных в первой главе настоящей книги, институт признания стал бы рудиментом и исчез со временем: создание единого международного суда или иного юрисдикционного органа, обладающего компетенцией на рассмотрение дел о трансграничной несостоятельности, либо распределение на основе международного договора международной юрисдикции по рассмотрению дел о трансграничной несостоятельности таким образом, что такие дела рассматривались бы только в одном суде, решения которого имели бы силу в других государствах, где находятся имущество и (или) кредиторы должника, очевидно, сделали бы институт признания иностранных банкротств ненужным. Однако сейчас это кажется утопией. Поэтому в ситуации трансграничной несостоятельности эффективность механизма урегулирования долгов (при проведении реорганизационных процедур) и справедливость удовлетворения требований всех кредиторов должника (при проведении ликвидационных процедур) зависят от того, насколько процедура банкротства, возбужденная в одном государстве, эффективна (т.е. признана) другим сувереном, где также могут находиться активы и кредиторы должника и может быть возбуждена процедура банкротства несостоятельного должника.
В настоящее время институт трансграничной несостоятельности может строиться лишь на эффективном механизме признания иностранных банкротств, поскольку именно с этого момента "включается" функционирование порядка регулирования разнонациональных процедур банкротства. После этого возможно определить, какая процедура носит характер основной, а какая неосновной, и отладить механизм взаимодействия между ними, от чего зависит весь ход урегулирования отношений, связанных с трансграничной несостоятельностью.
По словам одного из известнейших исследователей трансграничных банкротств Я. Флетчера (I. Fletcher), "в ситуации, когда активы несостоятельного должника рассеяны в двух или более юрисдикциях, эффективность процедуры банкротства, проводимой в одном государстве, будет зависеть от степени ее признания и сотрудничества с другими вовлеченными государствами. Это жизненно важно с точки зрения юриста, занимающегося банкротствами, который участвует в процессе, и перед ним стоят проблемы отыскания, сбора и реализации активов должника, распределения сумм на справедливой и законной основе среди тех, кого можно было бы считать кредиторами, имеющими право на получение удовлетворения из этого имущества" <1>.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Собина Л.Ю. Признание иностранных банкротств в международном частном праве, 2012
Количество показов: 1591