Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Основным последствием такого регулирования является множественность производств (возбуждение производств о признании одного и того же лица несостоятельным в двух и более государствах) <1>. Так, Д. Девос (D. Devos) говорит, что "принцип территориальности ведет к возбуждению процедур по числу стран, в которых расположены активы и подразделения должника" <2>. Действительно, в зависимости от того, какой критерий избирает государство для определения международной подсудности, производство в отношении юридического лица может быть возбуждено как по месту инкорпорации, так и по месту нахождения активов, центрального органа управления или основного ведения бизнеса.
--------------------------------
<1> Трушников С.С. Возбуждение производства по делам о несостоятельности в России и Германии. СПб., 2006. С. 161.
<2> Devos D. Specific Cross-Border Problems Regarding Bank Insolvencies and European Harmonization Efforts // International Bank Insolvencies - a Central Bank Perspective. 1999. P. 311.
Еще одним следствием применения принципа территориальности является то, что придерживающееся такого принципа государство не позволяет включать имущество, расположенное на его территории, в конкурсную массу в другом государстве и каким-либо иным образом претендовать на его передачу на территорию иного государства для включения в конкурсную массу. В свою очередь, это государство не может претендовать на включение имущества, находящегося на территории иностранных государств, в свою конкурсную массу.
Примером страны, которая наиболее последовательно придерживалась принципа территориальности, до недавнего времени была Япония <1>. Законодательно устанавливалось, что процедура банкротства, открытая в Японии, распространяется только на имущество должника, находящееся в Японии, а процедура банкротства, возбужденная за рубежом, не распространяется на имущество должника, находящееся в Японии <2>.
--------------------------------
<1> До 1 апреля 2000 г., когда вступил в силу закон, основанный на Типовом законе ЮНСИТРАЛ.
<2> Tagashira S. International Effect of Foreign Insolvency Proceedings: Analysis of "Ancillary" Proceedings in the United States and Japan // Texas International Law Journal. 1994. N 29. P. 1, 6 - 9.
В настоящее время законодательство Южной Кореи исходит из принципа территориальности и ограничивает конкурсную массу лишь имуществом, находящимся на территории страны (Закон о конкурсе 1972 г.).
Обобщая сказанное выше, можно выделить основные черты территориализма как модели правового регулирования отношений, связанных с трансграничной несостоятельностью:
во-первых, в отношении одного лица в разных государствах могут быть открыты параллельные процедуры банкротства;
во-вторых, регулирование процедуры несостоятельности ограничивается внутренним правом (независимо от наличия признаков, указывающих на трансграничность);
в-третьих, в конкурсную массу при проведении процедуры банкротства в данном государстве включается лишь имущество должника, находящееся на территории этого государства;
в-четвертых, нет возможности взаимодействия с иностранным производством.
Очевидно, такой способ регулирования трансграничной несостоятельности имеет недостатки. Наиболее существенным из них является отсутствие взаимодействия и координации производств. В ряде случаев кредиторы вынуждены возбуждать несколько производств в разных государствах, где есть активы должника, что влечет за собой увеличение издержек кредиторов в разы (и, соответственно, умаление конкурсной массы). Следствием последнего может быть невозможность восстановления платежеспособности должника.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Собина Л.Ю. Признание иностранных банкротств в международном частном праве, 2012
Количество показов: 1655