Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Одним из наиболее "больных" вопросов института трансграничного банкротства является вопрос о готовности государств пожертвовать частью своего суверенитета во имя эффективного правового регулирования трансграничной несостоятельности. Любое государство болезненно реагирует на вмешательство в его юрисдикцию. Политика покровительства при банкротстве, создание лучших условий для собственных кредиторов и должников характерна в той или иной степени практически для каждой страны <1>.
--------------------------------
<1> Nadelmann K.H. Discrimination in Foreign Bankruptcy Law Against Non-Domestic Claims // American Bankruptcy Law Journal. N 47. P. 147.
Своего рода государственный эгоизм приводит к инициированию в отношении одного лица множественных банкротных процедур, которые регулируются национальным правом каждого из таких государств. Каждое государство, затронутое ситуацией трансграничной несостоятельности, продолжает регулировать ту часть отношений, которая подпадает под его территориальную юрисдикцию, причем на основании тех же самых норм национального права, которые применялись бы и в обычной ситуации банкротства.
Итак, в случае, когда параллельно в нескольких государствах в отношении одного и того же субъекта возбуждаются независимые территориальные производства, говорят о территориализме. Его еще называют принципом множественности производств (principle of plurality), методом параллельных территориальных производств или принципом территориальности (territoriality principle). В зарубежной литературе его иногда называют grab rule ("правило захвата", "правило присвоения") из-за стремления каждого государства "захватить" местные активы должника к выгоде собственных кредиторов, особенно если должник - иностранец <1>.
--------------------------------
<1> Bebchuk L.A., Guzman A.T. An Economic Analysis of Transnational Bankruptcies // Journal of Law and Economies, University of Chicago Press. Vol. 42 (2). P. 778 - 780. October 1999. P. 778 - 780.
При использовании такой модели правового регулирования трансграничной несостоятельности все возникающие при этом вопросы должны решаться на основе национального права. Так, Пол Л. Торреманс (Paul L. Torremans) пишет, что территориализм предполагает строгое ограничение действия процедуры банкротства территорией государства, проводящего эту процедуру, результатом чего является возбуждение отдельного процесса в каждой стране, где должник имеет имущество <1>. Подобное регулирование означает, что процедура банкротства ограничивается юрисдикцией, в которой она возбуждена <2>, вопрос о международной подсудности решается каждым государством самостоятельно <3>, в каждом государстве суды применяют право своей страны (lex fori concursus <4>) и назначают своих ликвидаторов.
--------------------------------
<1> Torremans P. Cross-Border Insolvencies in EU, English and Belgian Law // Kluwer Law International. 2001. P. 3.
<2> Рягузов А.А. Методы регулирования трансграничной несостоятельности // Международное публичное и частное право. 2007. N 3 (36). С. 2.
<3> Мохова Е.В. Обеспечение "изначальной предсказуемости" при определении "базовой страны должника" в случаях трансграничной несостоятельности юридических лиц // Северокавказский юридический вестник. 2007. N 2. С. 33.
<4> Lex fori concursus - коллизионная привязка, означающая, что правом, применимым в рамках отношений трансграничной несостоятельности, является право государства суда, возбудившего производство по делу о несостоятельности.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Собина Л.Ю. Признание иностранных банкротств в международном частном праве, 2012
Количество показов: 3161