Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Унифицированное понимание производства по делу о банкротстве возможно лишь на основе международно-правового регулирования. Примерами здесь являются Типовой закон Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) о трансграничной несостоятельности (далее - Типовой закон) <1> и Регламент Европейского союза "О процедурах несостоятельности" N 1346/2000 (далее - Регламент ЕС N 1346/2000) <2>.
--------------------------------
<1> Принят в Вене 30.05.1997 на 30-й сессии ЮНСИТРАЛ.
<2> Council Regulation (EC) of 29.05.2000 No 1346/2000 "On insolvency proceedings". Принят 29.05.2000, вступил в силу с 31.05.2002.
Так, на базе анализа различных правовых систем Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) удалось выявить характерные черты (признаки), присущие производству по делу о банкротстве в любом государстве. Согласно Руководству по принятию Типового закона ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности (далее - Руководство) для того чтобы производство подпадало под сферу действия Типового закона, оно должно обладать рядом таких признаков, как (а) возбуждение на основе связанных с несостоятельностью законов государства, в котором открывается такое производство; (б) коллективное участие кредиторов; (в) контроль или надзор за активами или деловыми операциями должника со стороны суда или другого официального органа; (г) реорганизация или ликвидация должника в качестве цели производства. В рамках этих параметров сохраняется возможность признания самых разных видов коллективного производства производствами по делу о банкротстве (будь то принудительное или добровольное, ликвидационное или реорганизационное производство). К числу таких производств Типовой закон относит те виды производства, при которых должник сохраняет определенную степень контроля над своими активами, хотя и под надзором суда или иного компетентного органа. В полной мере к таким производствам Типовой закон относит и временные производства <1>.
--------------------------------
<1> Руководство отмечает, что в практике многих стран производства по делам о несостоятельности возбуждаются на временной (или предварительной) основе. Другим странам могут быть неизвестны такие производства. Вместе с тем, за исключением того, что их называют временными, они отвечают всем признакам производства, перечисленным выше, поэтому в полной мере могут относиться к "производству по делу о банкротстве" и их не следует отграничивать от других производств только потому, что они носят временный характер.
Известен иной способ определения того, что является производством по делу о банкротстве. Так, в Приложении А к Регламенту ЕС N 1346/2000 просто перечисляются процедуры, которые считаются банкротными по смыслу Регламента. Помимо этого, Регламент подчеркивает, что таким производством считается производство, которое официально признается и окончательно в государстве по месту возбуждения, причем речь должна идти о всеобщем производстве, которое влечет арест всего либо части имущества должника, а также назначение управляющего (п. 10 Преамбулы).
Итак, производством по делу о банкротстве можно считать коллективное судебное или административное производство (включая временное производство), которое проводится в соответствии с законодательным актом, касающимся несостоятельности, и в рамках которого активы и деловые операции должника подлежат контролю или надзору со стороны суда (иного компетентного органа) в целях реорганизации или ликвидации. Однако это не способно решить проблему квалификации понятий, так как регулирование отношений, связанных с трансграничной несостоятельностью, не всегда осуществляется на основе международно-правового акта или акта наднационального регулирования, а в ряде случаев акт, посвященный регулированию трансграничной несостоятельности, вовсе отсутствует.
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Собина Л.Ю. Признание иностранных банкротств в международном частном праве, 2012
Количество показов: 2242