Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Очевидно, что отсутствие единого, унифицированного (или хотя бы гармонизированного) международного правового регулирования трансграничной несостоятельности, связь этих отношений с несколькими правопорядками и эгоцентризм суверенных государств порождают лишь коллизии законов о банкротстве и риски как для "международных должников" и их кредиторов, так и для правопорядков в целом, поскольку при этом подрывается кредит международных экономических отношений и инвестиционный облик отдельных государств. Однако правила разных стран, касающиеся банкротства, разнятся как в мельчайших деталях, так и в концептуальных, принципиальных подходах, что создает объективные преграды к эффективному правовому регулированию отношений, связанных с трансграничной несостоятельностью. Кроме того, правила, разработанные для регулирования национального (внутреннего) банкротства, редко пригодны для регулирования отношений, связанных с трансграничной несостоятельностью. В этой ситуации ощущается острая необходимость в разработке собственных моделей правового регулирования трансграничной несостоятельности. Между тем, по выражению Чарльза Д. Буфа (Charles D. Booth), "одним из наиболее вопиющих упущений международного частного права является отсутствие согласия наций по вопросам трансграничной несостоятельности" <1>.
--------------------------------
<1> Booth C.D. Recognition of Foreign Bankruptcies: an Analysis and Critique of the Inconsistent Approaches of United States Courts // American Bancruptcy Law Journal. Spring 1992. P. 1.
Первыми известными современным правоведам источниками в этой области являются Договор 1204 г. между Вероной и Трентом, который устанавливал правила передачи имущества иностранного несостоятельного должника из одного договаривающегося государства в другое, и Договор 1306 г. между Вероной и Венецией, предусматривавший порядок выдачи самого несостоятельного должника. В настоящее время повсеместно идет активная разработка международно-правовых норм, принципов и стандартов регулирования отношений, связанных с трансграничной несостоятельностью, характеризуемая процессами унификации и гармонизации. Только за последние два десятилетия было разработано около 30 разнообразных международных инструментов в этой области и 14 стран мира приняли законы о трансграничной несостоятельности. Эти процессы не обошли стороной и Россию, где на протяжении последних трех лет разрабатывается проект федерального закона "О трансграничной несостоятельности".
Между тем многие теоретические проблемы этого института до сих пор не решены, что не позволяет разрабатывать научно обоснованные законы и решать вопросы судебной практики. Одним из наиболее остро стоящих и остающихся предметом научных дискуссий является вопрос о международно-правовых последствиях возбуждения, ведения и (или) окончания производства по делу о трансграничном банкротстве, а также о юридической силе вынесенных этим судом актов и полномочий назначенных им управляющих по делам о банкротстве (иначе говоря, проблема признания иностранных банкротств). И, несмотря на давнюю историю зарождения правовых норм, регулирующих отношения, связанные с трансграничной несостоятельностью, и существование в этой области достаточного количества международных актов, мировое сообщество еще не пришло к единому мнению в понимании того, как такие отношения должны регулироваться. Очевидно одно - любое дело о банкротстве должно рассматриваться по единым правилам и в одном месте, где собиралось бы все имущество и все кредиторы несостоятельного должника (или по крайней мере координироваться такое дело о банкротстве должно из одного центра, чтобы не происходило инициирование дел о банкротстве в каждой стране, где у несостоятельного должника есть имущество и кредиторы, и рассмотрение их на основе различной источниковой базы).
Предыдущая страница Оглавление Следующая страница
Собина Л.Ю. Признание иностранных банкротств в международном частном праве, 2012
Количество показов: 1409